Ляо Цзюньцин выбирает место для усыпальницы императора Мин

По материалам школы фэншуй Саньляо

Император Чжу Ди (朱棣), правивший под девизом «Юнлэ» (永乐 «вечная радость»), был четвертым сыном императора-основателя династии Мин Чжу Юаньчжана (朱元璋). Чжу Юаньчжан умер в 31 году Хун У (1398 год). Так как старший сын императора и наследник Чжу Бяо (朱标) умер рано, трон унаследовал внук императора Чжу Юаньвэнь (朱允炆). В четвертый год правления под девизом Цзяньвэнь (建文), Чжу Ди силой взял власть, изгнав своего племянника и объявил себя в Нанкине императором.

После того, как Чжу Ди провозгласил себя императором, на второй год своего правления он принял девиз «Юнлэ», поэтому люди стали звать его императором Юнлэ. В седьмом месяце пятого года Юнлэ (1407), императрица Сюши (徐氏) скончалась от болезни. Императрица Сюши была дочерью Сю Да (徐达), гогуна, внесшего большой вклад в основании династии Мин, и единственной императрицей в императорсокм дворце Чжу Ди. Безмерно скорбя о своей ушедшей супруге, Чжу Ди приказал начальнику Министерства обрядов и ритуалов Чжао Гуну (赵羾) выбрать место для усыпальницы императрицы. Выбрать место для гробницы императрицы — непростая задача, так как необходимо найти очень благоприятное по фэншуй место, так как в последствии, император также будет похоронен вместе с императрицей. В старые времена, и императорская семья, и простые люди очень верили в фэншуй. Чжао Гун несколько дней размышлял над поставленной перед ним задачей, просмотрел множество старых книг по фэншуй и, наконец, нашел решение. Он выяснил, что во времена династии Тан (618—907 гг.) был прославленный мастер фэншуй по имени Ян Юньсун (杨筠松). Он занимал пост императорского астронома и был чрезвычайно искусным в фэншуй. В те времена случилось крестьянское восстание под руководством Хуан Чао (黄巢) <восстание 875-884>. Ян Юньсун и другой императорский астроном, Бо Цзэвэй (卜则巍) выкрали из императорского дворца древние тексты по фэншуй и сбежали в Ганьчжоу, провинция Цзянси. В Ганьчжоу они брали учеников и учили их фэншуй, делали также фэншуй для местных жителей. Они также написали многие работы по фэншуй, дошедшие до наших дней, как например работы Ян Юньсуна «Канон удивляющих драконов» («疑龙经») и «Канон сотрясающих землю драконов» («撼龙经») и труд Бо Цзэвэя «Строки чистого сердца» («雪心赋»). В результате их работы, многие люди улучшили свое благосостояние, а Ян Юньсун получил прозвище «Ян, избавляющий от бедности».

Среди их учеников, двое стали очень известными. Первый — Цэн Вэньчань (曾文辿), а второй — Ляо Саньчжуань (廖三传). Внук Ляо Саньчжуаня, Ляо Ю (廖瑀) перенял в полноте искусство своих предков и также стал очень известным мастером. Семьи Цэн и Ляо живут в деревне Саньляо, уезд Синго, городской округ Ганьчжоу. Из поколения в поколение в них передается искусство фэншуй. Однако, в некоторых старых книгах можно встретить другое изложение наследственности передачи знаний. Там утверждается, что Ляо Ю был учеником Ян Юньсуна. Как бы там ни было, министр Чжао Гун понял, что Ян Юньсун, Цэн Вэньчан и Ляо Ю — три прославленных мастера-геоманта. Все они — люди Цзянси, продолжающие традиции предков, и неоспоримо, что среди их потомков нужно искать специалистов фэншуй для выбора места захоронения императрицы. Поэтому, Чжао Гун сказал императору, что нужно отправиться в Цзянси и искать там мастеров среди потомков Яна, Цэна и Ляо. Посланцы императорского двора отправились в Цзянси и нашли среди указанных семей мастеров фэншуй Ляо Цзюньцина (廖均卿) (из семьи Ляо) и Цэн Вэньчжэна (曾文政) (из семьи Цэн). В то же время, сановники императорского двора нашли также специалистов фэншуй, владеющих специализированными навыками (например, искусство устройства вентиляций), таких, как начальник уезда Ван Кань (王侃), контролер Чжун Мавэньсу (中马文素), буддийский монах У Юн (吴永) и др. Все они были выбраны для устройства захоронения императрицы.

Среди всех этих специалистов фэншуй, Ляо Цзюньцину отводилась самая важная роль. В пятый год под девизом Юнлэ (1407), 21 декабря он получил распоряжение отправиться в окрестности Пекина, чтобы выбрать место для захоронения императрицы. Так как дорога заняла очень много времени, он добрался до Пекина только 24-го числа первого месяца следующего года. Он последовательно исследовал окрестности Яньтай в Мэньтоугоу, гору Юйцюаньшань в Хайдяне. Он выяснил, что эти места не очень хороши для организации захоронения и вернулся в Нанкин.

26 марта шестого года правления под девизом Юнлэ (1408), Ляо Цзюньцин получает второй вызов на выбор места для захоронения императрицы. 1 мая он прибывает в Пекин. Он исследует разные места в окрестностях Пекина. 1 июня Ляо Цзюньцин оказывается к северу от Пекина, в уезде Чанпинсянь (昌平县), на горе Хуантушань (黄土山), в горах Тяньшоушань (天寿山). На десятый день он поднялся на вершину горы Хуантушань, тщательно исследовал все вокруг и понял, что это редкое и действительно бесценное с точки зрения фэншуй место. Чтобы объяснить императору свой выбор, Ляо Цзюньцин начертил карту рельефа окрестностей горы Хуантушань и снабдил комментариями, объясняющими геомантическое расположение этого места. На карте он отметил будущее место расположения гробницы императрицы, отметил, где располагается гора-дракон, гора-белый тигр, гора-Сюань У (черепаха), где будет Чжу Цюэ (красная птица), как проходит водный поток, где будет вход воды и пр.

Карта рельефа был составлена Ляо Цзюньцином за два дня. На двенадцатый день он привел своих людей на горный хребет, располагающийся за вершиной Хуантушань, который по традиции фэншуй называется «задний дракон» (后龙). Ему нужно было посмотреть, откуда приходит дракон и где заканчивается жила дракона. Окончательно прояснив ситуацию, 12 июня Ляо Цзюньцин отправился обратно в Нанкин.

1 августа Ляо Цзюньцин прибыл во дворец на аудиенцию к императору. Он принес с собой составленную карту местности с планируемым местом захоронения, а также «Представление карты гор Чаосянь» («朝献山图表章»), где объяснялись свойства земли выбранной местности. Ляо Цзюньцин объяснил, что рельеф этой местности соответствует положению небесных светил, законам восьми триграмм и теории пяти стихий. Если в этом месте построить императорскую усыпальницу, то династия Мин будет длиться вечно, и из поколения в поколение в ней будут просвещенные правители. Ляо Цзюньцин предложи императору Юнлэ самому подняться на гору Хуантушань, чтобы воочию наблюдать благоприятные положения рельефа. Император с радостью выслушал мастера фэншуй. После этого, он приказал одарить Ляо Цзюньцина 300-ми связками монет, выдать комплект летней одежды, 300 даней риса, 8 чанов с вином, 50 цзиней рыбы, 50 цзиней мяса. Ляо Цзюньцин был сельским жителем, которого император одарил таким большим количеством вещей, поэтому он был очень польщен. В седьмой день месяца ему снова нужно было ехать в Пекин. Но когда он сел в лодку и отправился на север, поднялся сильный встречный ветер и ему пришлось вернуться в Нанкин.

В первый месяц седьмого года правления под девизом Юнлэ (1409 г.) Ляо Цзюньцин снова приехал в Пекин. С 13-го по 15-ое, на протяжении трех дней подряд, он осматривал местность в районе горы Хуантушань. Все это время шел большой снегопад, дул сильный ветер и стоял мороз. Несмотря на это, 17-го числа, Ляо Цзюньцин, которому уже исполнилось почти 60 лет, поднялся на вершину Хуантушань, чтобы провести уточняющие исследования, и ни гололед, ни сильный ветер не стали для него помехой. На следующий день небо прояснилось, и он снова провел тщательный осмотр местности.

4 апреля он предложил снова посетить горы для осмотра и проверки всех влияний. Император, Ляо Цзюньцин и другие специалисты фэншуй отправились в путь. Чтобы быть полностью уверенными в правильном выборе, они также посетили окрестности храма Таньчже (潭柘寺) к западу от Пекина, обследовали местность горы Сяншань (香山) на северо-западе от города, а потом отправились на выбранную ранее гору Хуантушань. В начале апреля император Юнлэ снова побывал вместе с Ляо Цзюньцином на Хуантушань. Говорят, что некоторые предлагали построить усыпальницу на возвышенностях у храма Таньчже. Однако, после двух проверек местности у горы Хуантушань, Юнлэ уже успокоился и был уверен в том, что вариант, предложенный Ляо Цзюньцином — лучший выбор по фэншуй. Таким образом, он принял окончательное решение строить в этом месте мавзолей для себя и императрицы.

Утром третьего дня император Юнлэ отправился обратно в Пекин. Ляо Цзюньцин и другие специалисты фэншуй остались и продолжили подбирать места для захоронений членов императорской семьи. Они осмотрели очень много мест: хребет Чахулин (茶湖岭), гору Хунлошань (洪罗山), гору Байешань (百叶山), гору Чэньгуншань (陈宫山), Янькоу (雁口), Лунган (龙冈), Танцюань (汤泉), окрестности будийского храма Чаньфэн (禅峰寺), Вэньцзячжуан (文家庄), Синьцзячжуан (辛家庄), Шимэньи (石门驿) и многие другие. Всякий раз, когда оказываясь в каком-то месте Ляо Цзюньцин видел, что фэншуй этого места хороший, он посвящал ему поэтические строки. В традиции фэншуй, такое стихотворное посвящение месту называется «цань цзи» (钳记 «записка»). Например, когда он осматривал гору Хунлошань, он написал «Хунлошань цянь» («洪罗山钳»):

«Благородный человек поднялся на прекрасный небесный пик, счастливый человек обретет здесь место для возможности захоронения трех высших сановников»

Как видно из этих строк, это место также было очень хорошим с точки зрения фэншуй.

Когда Ляо Цзюньцин и его помощники вернулись в Пекин, на Праздник начала лета император Юнлэ издал распоряжение: «Ляо Цзюньцин и его помощники странствовали по горам и рекам, упорно трудились, преодолевая тяготы, каждому из них будет пожалована должность». Также было оглашено императорское повеление: «В выбранный хороший день начала текущего месяца подняться в благоприятное место на Хуантушань. На следующий день совершить в этом месте должные жертвоприношения». Мастера фэншуй начали размышлять над тем, как должна быть ориентирована императорская гробница, как в подземной усыпальнице следует установить и куда ориентировать гроб.

На следующий день, мастер фэншуй Ван Кань (王侃) и другие мастера предоставили императору свои доклады, где они записали свои мысли об устройстве захоронения. Только лишь Ляо Цзюньцин не предоставил никаких записей. Он поступил отлично от других. Когда все остальные специалисты фэншуй ушли с аудиенции у императора, он обратился к императору Юнлэ со словами: «Ваш верный слуга смотрел на форму горы Хуантушань, она подобна форме медного гонга. Звон гонга наиболее громкий тогда, когда удар приходится в его центр. Такой же формы следует сделать и подземную усыпальницу, а гроб поставить в ее центре. Тогда все будет хорошо». Император Юнлэ согласился с изложенными Ляо Цзюньцином аргументами. Император снова собрал всех советников в первом знаке (с 23.00 до 1.00) и сказал: «Ван Кань и другие ошибаются, но предложенный для сюэ метод Ляо Цзюньцина представляется нам верным. Давайте последуем его предложению». После этого разговора, правитель и его советники отправились на гору Хуантушань. Когда они прибыли на место, так как они остановились на предложенном Ляо Цзюньцином методе работы с сюэ, то в час Чэньши (辰时 Час Дракона, с 7.00 до 9.00) Ляо Цзюньцин установил на выбранном месте алтарь и совершил жертвоприношения сторонам света (五方), Лунвану (龙神 царь драконов) и великому мастеру Ян Юньсуну. Наступило благоприятное для работы с сюэ время (с 9.00 до 11.00). Император Юнлэ дал Ляо Цзюньцину золотой меч весом 14 лянов и серебряную мотыгу весом 20 лянов, чтобы он положил начало работы. Так как Ляо Цзюньцин уже выбрал раньше точное место, он быстро указал на место сюэ. Сразу после этого, император Юнлэ издал указ, которым переименовал гору Хуантушань в гору Тяньшоушань (天寿山 «Гора Небесного Долголетия»), а также приказал начать работы по строительству мавзолея, начиная с составления точного плана императорской усыпальницы.

При строительстве мавзолея произошло неожиданное событие. Кто-то сообщил императору Юнлэ, что при рытье подземной части гробницы внезапно открылся родник и хлынула вода, и источник уже долгое время не иссякает. Некоторые люди стали говорить, что Ляо Цзюньцин обманул императорский двор, он ошибся в выборе места и повредил земную жилу, что и привело к такой ситуации. Открытие сюэ в гробнице, выход наружу родника — считалось в старых техниках фэншуй дурным предзнаменованием. Над Ляо Цзюньцином повисла опасность лишиться головы, если он не сможет дать убедительное объяснение произошедшего. Он сказал: «Появление родника в месте сюэ на горе Хуантушань просто говорит о том, что в этом месте проходит истинный дракон. Выбранное место сюэ правильное, ошибки нет. Нужно личное присутствие совершенного мастера. Когда придет мудрый государь, звезда Кохаб <звезда Малой Медведицы>, родник сразу остановится». Император Юнлэ сомневался в словах мастера фэншуй и ответил на это: «В таком случае, пусть Ли выберет благоприятное время и подготовит мой выезд на гору». Чиновник Ли, который специализировался на выборе благоприятных дат, сверился с записями и доложил трону. Благоприятный день должен был настать 18 февраля. В этот день император Юнлэ и решил лично отправиться на гору Хуантушань, чтобы своими глазами все увидеть. 18 февраля Ляо Цзюньцин и его помощники также поднялись к месту строительства мавзолея. Все поднявшиеся на место увидели, что родниковая вода все еще течет и даже еще более активно. Император Юнлэ пришел в ярость и обратился к Ляо Цзюньцину: «Вы сказали, что когда придет правитель, родник остановится, так почему же он только стал течь еще сильнее?» Ляо Цзюньцин поспешно опустился на колени и ответил императору: «Ваше величество, позвольте вашему слуге ответить. Если мне позволено будет воспользоваться лопанем, вода естественным образом остановится». Император Юнлэ сказал: «Я послушаю тебя и на этот раз, но если вода не остановится, попрощаешься с головой». И тогда, Ляо Цзюньцин во весь голос прокричал, обращаясь к горе: «Боги и бессмертные, учитель-покровитель Ян Юньсун, старший учитель Цэн Вэньчань, бессмертный наставник Ляо Ю (廖瑀仙师), император Юнлэ поручил мне выбрать места для гробницы его рода на тысячу лет вперед. И сейчас в этом бесценном месте бурлящий источник. Горы и реки на десять тысяч ли принадлежат мудрому государю. И сегодня совершенномудрый приближается, источник должен остановиться. Если же этого не произойдет, это будет нарушением воли Неба». Произнеся эти слова, Ляо Цзюньцин направил свой лопань на скважину, из которой била вода и источник остановился.

Через некоторое время Ляо Цзюньцин снова представил свое обращение к императорскому двору, в котором говорил, что подземное помещение под склеп нужно углубить еще на 3 чи. Император Юнлэ поинтересовался причиной такого предложения и мастер фэншуй ответил: «Там, внизу находится каменная чаша с парой каменных карпов». Таким образом, место под усыпальницу было углублено еще на 3 чи и действительно было обнаружено то, о чем говорил Ляо Цзюньцин. Император Юнлэ был в восторге и сказал всем: «Это поразительно. Найти гору, остановить воду, найти редчайшее место». И император Юнлэ издал приказ по астрономии и календарю (钦天监), которым пожаловал Ляо Цзюцину ранг мастера-профессионала. Позднее, когда был построен подземный склеп Чанлин (长陵), каменная чаша была перенесена под его основание. Однако, Ляо Цзюньцин не хотел становиться чиновником. Он ссылался на том, что у него дома осталась старая мать, а пятеро его сыновей еще не женаты. Но Юнлэ продолжал его уговаривать, обещая также много золота и серебра, новые высокие должности при дворе. Ляо Цзюньцин оставался равнодушным ко всем предложением, и императору пришлось в конце концов уступить.

Выражая свою печаль от расставания с мастером фэншуй, император Юнлэ подарил ему редкий драгоценный веер, а также написал стихотворение:

Старец из Цзянси, его имя скрылось среди звезд.
Ушел в глубины драгоценный карп, провидца бесценный дар.
Отказался от чинов, отказался от денег.
Пусть будет с ним свежий ветер в пути, будет сановником, где бы ни был.

Перед отъездом Ляо Цзюньцина, император подарил ему еще одно стихотворение:

Ян спасал людей от бедности, кто будет делать это после святого человека?
Отправляться искать дракона в падающий дождь, вернуться верхом на журавле в сопровождении двух облаков.
Карта сущности и явлений земли, небесных тел и явлений.
Поднять чашу за волю небес, радуясь спокойствию и цветению гор и рек.

В апреле одиннадцатого года под девизом Юнлэ (1413), Ляо Цзюньцин прибыл по приглашению исследовать фэншуй в уезд Миюнь. Там он заболел. Когда император Юнлэ вернулся из поездки и узнал, что Ляо Цзюньцин находится поблизости, он послал ему приглашение во дворец. Мастер был в это время на больничной койке и смог только в ответ послать записку, в которой написал, что болен. Император Юнлэ тотчас издал указ: «Ляо Цзюньцин страдает от болезни, перевести его в императорский госпиталь для лечения». Лечение в императорским госпитале оказалось безрезультатным, и 2 мая Ляо Цзюньцин скончался. Перед смертью, старый мастер сказал своему пятому сыну Ляо Синьхоу (廖信厚): «Мои дни подошли к концу, и нельзя уже исцелиться. После того, как я умру, император отправит гроб с моим телом в родные места. Похороните меня у деревни, за горой в форме тигра, в знаке Дин (丁), и я обрету умиротворение».

Император Юнлэ очень опечалился, узнав о смерти Ляо Цзюньцина. Он воскликнул: «Не могу поверить, что такой выдающийся человек скончался!» Он приказал нарисовать портрет Ляо Цзюньцина. Четверо художников были казнены, так как не смогли достичь сходства портрета и живого мастера. В конце концов, художник по фамилии Цзян смог добиться требуемого.

Когда император Юнлэ увидел получившийся портрет, он заплакал и приказал отослать его копию в дом семьи Ляо. Ляо Цзюньцин был похоронен 13 января одиннадцатого года под девизом Юнлэ. Местом его захоронения стало кладбище, расположенное в уезде Синго, деревня Саньляо, на обратной стороне горы в форме тигра. До наших дней сохранилась каменная стела, посвященная Ляо Цзюньцину. Говорят, что семья Ляо боялась расхитителей могил, поэтому не стала делать погребальный курган над место захоронения.

Перевод с китайского Филин О.