Уцзи. Уцзи в фэншуй

Оригинальный текст «Трех требований к янским жилищам» нанесен на обратной стороне «Рассмотрения трех требований к янским жилищам» («阳宅三要论») в контуры рисунков трех кругов, которые отмечены соответственно как Уцзи, Тайцзи и Лян И. И действительно, во многих старых работах по фэншуй самые первые главы посвящены рассмотрению Уцзи, Тайцзи, Лян И, схемам Хэту и Лошу. Причина этого в том, что эти знания являются фундаментом как фэншуй, так и всей китайской культуры и философии. И, в соответствии с традицией, изучение фэншуй должно начинаться именно с этих истоков, чтобы полученные знания базировались на прочном фундаменте и были систематичными и комплексными. Таким образом, эти знания необычайно важны, обязательны к изучению, и не просто прочтению, а пониманию.

Уцзи

Понятие «Уцзи» (无极) впервые встречается в 28 главе «Дао дэ цзин» («道德经»): «Знать самца, защищать самку, словно горный ручей Поднебесной, не терять добродетель, стать снова как младенец. Знать белое, оберегать черное, образец Поднебесной, безупречная добродетель, вернуться к Уцзи».

Этот отрывок на самом деле говорит о самосовершенствовании. В старые времена, под «совершенствовать характер и моральные качества» (修身养性) понималось не то, что понимается в современном языке. Смысл этих слов был сходен с тем, что понимают под совершенствованием в цигун или с «приготовлением пилюли» в практике внутренней алхимии даосских школ. «Знать самца, защищать самку» означает различать достоинства и недостатки мужского и женского, не пытаться быть героем в поступках, использовать мягкое, инь, блюсти свои чувства и мысли в спокойствии и тишине. На самом деле, это метод очищения и совершенствования даосской внутренней алхимии. Тех, кто может достичь этого состояния, можно назвать «горный ручей Поднебесной» (天下溪). Ручей — это небольшой водный поток в горах, не связанный с внешним миром. Быть «горным ручьем Поднебесной» означает быть незаметным ручьем в обычном мире, который не подвержен воздействию мира, сохраняет в чистоте помыслы и сердце, освободив их от желаний и тревог.

«Словно горный ручей Поднебесной, не терять добродетель, стать снова как младенец», — означает быть словно ручей под небом, который не отклоняется со своего пути, всегда находя дорогу; мыслящее начало (心性) возвращается к своему исконно чистому состоянию.

«Знать белое, оберегать черное, образец Поднебесной» — говорится о том, что знание белого и охранение черного, это закон для всего сущего. Что такое знание белого и охранение черного? Например, ян — белый, инь — черный, день — белый, а ночь — черная; открытые глаза — белые, закрытые — черные; ясное мышление — белое, а захламленный ум — черное. Быть чиновником и служить Поднебесной — это белое, усердно учиться, углублять свои знания и взращивать характер — это черное. Развивать свои зрение и слух — это белое, уединяться, не видя и не слыша, — это черное. Быть в движении — это белое, прибывать в покое — это черное. Таким образом, все сущее в мире проходит через «оберегание черного», только тогда белое сможет родиться и войти в силу.

Слова «образец Поднебесной, безупречная добродетель, вернуться к Уцзи» говорят о том, что если вы будете следовать этому закону всех вещей в мире, вы всегда найдете правильный путь, не будете совершать ошибок, и вернетесь в состояние Уцзи.

Состояние Уцзи

Что такое состояние Уцзи? О состоянии Уцзи в даосизме говорится, что это царство золотых бессмертных, это чистый ян у практиков внутренней алхимии. В буддизме об этом говорится, как о «состоянии Татхагаты» (如来), «невидимом и бесформенном» (无形无相), «ни живой ни мертвый» (不生不灭). В теории современного цигун говорится, что если вы сумеете избавиться от бега ваших мыслей и чувств, ваш разум и тело успокоятся и будут находиться в наилучшем состоянии. С точки зрения теории развития вселенной, состояние Уцзи описывается как всеобъемлющее ничто, предшествовавшее рождению вселенной. С точки зрения философии, Уцзи предшествовало и родило Тайцзи. Уцзи бесформенное и невидимое, без цвета и без запаха, без начала и без конца, никакие имена не могут еще существовать. Тем не менее, из него возникает все сущее в мире, и оно в основе природы всех вещей и явлений. Уцзи — стадия, предшествующая Тайцзи, в будущем оно станет «Дао» (道). С точки зрения учения о жизненных силах природы, Уцзи предшествовало всему, существуя как юаньци (元气) всего. Фэншуй придает очень большое значение жизненной энергии (шэньци 生气), которую также называют «ци пустоты» (一无之气), фактически же — это состояние Тайцзи.

Необходимо пояснить, то, что называется юаньци, шэньци, ци пустоты, — это не относится к каким-то движениям воздушных масс, или к ветру, не имеет отношения и к рождению движений воздуха. Это своего рода состояние еще до появления ци. В «Дао дэ цзин» говорится, что «все вещи рождаются из сущего, а сущее рождается из ничто». В этих словах, под «ничто» (无) понимается Уцзи, а под «сущим» (有) — Тайцзи. Таким образом, развитие от Уцзи к Тайцзи, — это эволюция от ничто к сущему. С точки зрения фэншуй, место, «окруженное горами и реками» (山环水抱), «укрытое от ветра и собирающее ци» (藏风纳气), с чистым воздухом, — это и есть изначально чистое состояние Уцзи. Такое место — наилучшее место для рождения Тайцзи.

«Иллюстрированная книга Трех требований к янским жилищам» («图解阳宅三要»)
Перевод с китайского Филин О.