Жилы дракона

По материалам школы фэншуй Саньляо

В учении фэншуй поднимающийся и опускающийся горный хребет называется «жилой дракона». В старые времена в искусстве фэншуй в первую очередь обращали внимание на «пять секретов» (地理五诀): «поиск дракона (觅龙), определение возвышенностей (察砂), наблюдение за водой (观水), определение сюэ (点穴) и расположение направлений (立向)». Драконы — это кровеносные сосуды земли, почва — это мясо дракона, камни — это кости дракона, трава и деревья — это шерсть дракона. Чтобы найти голову дракона, нужно сначала определить гору-первопредка (祖宗) и гору-родителя (父母山) в горном хребте, потом нужно установить пути движения шэньци (生气), выделить инь и ян.

В фэншуй используется сравнение с драконам для определения направления и протяженности, подъемов и опадений, поворотов и изменений горного хребта. Дракон обладает мастерством изменений и превращений: может становиться большим и маленьким, может сворачиваться и растягиваться, может прятаться и проявляться, может взмывать в облака и погружаться под воду. В этом протянувшийся горный хребет очень похож на дракона. На равнине также есть жилы дракона, на которые указывают элементы микрорельефа и водные потоки. Таким образом, подход к изучению хороших и плохих признаков у жил дракона подразумевает изучение горных хребтов, определение размеров, признаков процветания и упадка.

Можно сказать, что в целом, жилы дракона соответствуют горным хребтам в нашей стране. Это простое толкование географии мастерами прошлого, эмпирический опыт, накопленный на протяжении тысячелетий. Горные хребты обладают большим множеством форм, поэтому и формы драконов очень разнообразны.

В фэншуй считается, что горный хребет Куньлунь (昆仑山) — «предок десяти тысяч гор, источник жил дракона». Таким образом, Кульлун — это «предок-дракон» (祖龙) (корневой дракон). Жилы дракона происходят из Куньлуня и протягиваются по всему миру. Классификация жил дракона подобна классификации ветвей, исходящих от единого ствола дерева: ствол дракона (干龙), ветви дракона (支龙), листья дракона (叶龙). Места, где собирается сила жилы дракона (гда расцветают цветы и возникают плоды) считаются в фэншуй местами драгоценностей (龙穴 сюэ дракона).

В «Десяти книгах янских жилищ» («阳宅十书»), датируемой временами династии Цин, говорится: «Людям начертано жить среди гор и рек. В месте жительства человека, движение ци по жилам дракона должно быть обильным, пульс дракона очень важен для счастья и несчастья человека». Учение фэншуй придает большое значение формам горного рельефа и их свойствам, исследуя как на микросреду, в которой живет человек, будет влиять то, что ее окружает.

Географическое расположение Китая обуславливает зональное разделение территории, с интервалом примерно в 8 градусов: горные системы Тянь-Шань — Иньшань, горные системы Куньлунь — Циньлин и Южно-китайские горы. В трактате «Записки об исследовании ремесел» («考工记») говорится: «Сила наполняет Поднебесную, между двумя горами обязательно должна быть река. Над большой рекой обязательно должен быть путь». «Чтимая книга» («禹贡») выделяет в Китае четыре хребта и девять гор. Учение фэншуй называет горные хребты жилами дракона. Жилы дракона берут свой исток на северо-западе, в горной цепи Куньлун, далее, на восток и юго-восток протягиваются три больших жилы дракона, северный дракон — горы Иньшань, хребет Хэланьшань в Шаньси начинается от Тайюаня и уходит к морю. Центральный дракон начинается в горах Миньшань и выходит к Шэньси, с Циньшань опускается в море. Южный дракон исходит из Юньнань и Гуйчжоу, проходит в Хунань, Фуцзяни, Чжэцзяне и спускается к морю.

В каждом ответвлении от большой жилы дракона можно обнаружить ствол дракона (干龙), ветви дракона (支龙), истинного дракона (真龙), ложного дракона (假龙), летящего дракона (飞龙), прячущегося дракона (潜龙), уходящего дракона (闪龙). Первым шагом в фэншуй является поиск дракона, определение пролегания жил дракона.

Формы (形) жил дракона и их силы (势) различны, тысяча чи — сила, сто чи — формы, сила — это далекое, форма — это близкое; сила — это большая форма, форма — это проявление силы; сначала сила, а потом форма, сначала форма, а потом сила, сила проявляется снаружи, форма — это проявление внутреннего; сила подобна городским стенам, форма подобна надвратным башням; сила — это поднимающиеся горные пики, форма — это одиночная вершина; распознать силу трудно, распознать форму легко. Сила — это высшая точка в горном хребте, словно мчащаяся лошадь, словно поднявшаяся волна, величественная и мощная, удивительная и неповторимая, выстраивающая и упорядочивающая; форма должна быть полной, накапливающей, сберегающей ци.

В школе форм Цзянси выделяют несколько шагов по поиску дракона:

1) В первую очередь необходимо найти гору-предка (祖宗) и гору-родителей (父母), изучить пути движения ци, найти шэнь ци, различить инь и ян. Гора предок — это вершина, от которой начинается горный хребет, гора-родители — это голова горного хребта.

Подъемы и опускания горного хребта — это внешнее проявление движения жилы дракона. Исследуя жилу дракона, сначала изучите ее форму, тщательно рассмотрите все отходящие в сторону ответвления, есть ли места сюэ. Если на склонах есть сюэ, значит есть шэньци, это благоприятно; если сюэ нет, значит есть сы ци (ци смерти), это неблагоприятно.

Разделение инь и ян означает исследование передней и задней частей горы. Инь и ян — очень важная концепция в фэншуй. Под этим понимают множество противоположных парных характеристик. В школе форм теория инь-ян используется достаточно простым способом. Освещенная солнцем, южная сторона горы — это ян, а северная, теневая сторона — это инь. Для жилых домов, лицевая сторона дома (как правило, южная) — это ян, а тыльная сторона дома — это инь. Если же рассматривать вместе дом и гору, то гора — это инь, дом — это ян. Чтобы соблюдался принцип «спиной к инь, обнимать ян», иньская сторона дома (ян) должна быть обращена к янской стороне горы (инь). Хотя так и говорится, но это не жесткое правило, учитываются и многие другие моменты и имеющиеся условия. Но если при постройке здания удается следовать этому правилу, чтобы задняя часть дома была обращена к солнечной стороне склона, то такое расположение будет идеальным.

2) Наблюдать силу и форму, устанавливать хорошее и плохое, упадок и процветание. Есть достаточно много описаний «силы», одно из наиболее известных гласит: «Тысяча чи — это сила, сто чи — это форма, сила — это большое и грубое, форма — это малое и тонкое». «Слева, справа, спереди, сзади — это четыре силы, горы, воды, равнины — это три формы». Очертания горных пиков, подъемы и опускания горного хребта — это сила, это то, что видно в дали. Облик конкретной горы — это форма, это то, что в близи. Говорится «сначала сила, потом форма», «если вы хотите распознать три формы рельефа, сначала распознайте четыре силы».

За долгую историю фэншуй сложились практические методы, в которых формы горных хребтов были классифицированы на 9 видов:

1. Извивающийся и оборачивающийся дракон (回龙). Форма горного хребта извивающаяся, в какой-то момент хребет словно бы обращается направлением своего движения назад, словно дракон оборачивается и смотрит назад.
2. Дракон, выходящий в океан (出洋龙). Форма хребта плавная, величава и благоприятна. Словно зверь, выходящий из леса, подобно лодке, плывущей по морю.
3. Опадающий дракон (降龙). Хребет с обрывистыми и крутыми склонами, словно лошадь, остановленная в беге натягиванием поводьев.
4. Родившийся дракон (生龙). С выгибающимися склонами и ответвлениями, словно сороконожка, словно украшенный яшмой пояс.
5. Летящий дракон (飞龙). Словно кружащийся в небе ястреб, словно феникс, поднявший два крыла.
6. Спящий дракон (卧龙). Форма подобна отдыхающему тигру.
7. Скрытый дракон (隐龙). Раскинувшийся и спокойный, подобен отшельнику, скрывшемуся в горах.
8. Вздымающийся дракон (腾龙). Высокий и величавый, с крутыми, тянущимися вверх склонами.
9. Многоглавый дракон (领群龙). Словно следовать в толпе людей, словно разбегающиеся по лесу олени, словно разлетающиеся голуби.

Вне зависимости от используемого метода, всегда определяется высшая точка горной цепи, так как «в высший точке располагается дворец ци». Считается хорошим расположением, если гору, у которой живут люди, охватывает изгибом водный поток. Очевидно, что такое расположение объясняется и практически удобными условиями для жизни людей, укрытием от горных ветров и психологической защищенностью живущих в таком месте людей.

Существует много методов для описания форм горного рельефа, таких, как например, по пяти стихиям, по девяти звездам и др.

Наблюдая форму горы, можно также связывать ее образ с тем или иным животным
(лев, слон, черепаха, феникс и др.). Каждое из животных обладает своими хорошими и плохими качествами, которые будут переноситься и на влияние рассматриваемой горы.

Изучая форму гор, можно также применять метод аналогии с частями человеческого тела. Об этом говорится: «Гора и человек подобны друг другу». Каждая часть горы будет словно бы соответствовать какой-то части человеческого тела: «Голова и хвост дракона — это шея и стопы человека, есть плечи и запястья, поясница и грудь, мелкое и глубокое, живот и внутренности, верх и низ, как лоб и виски… Есть лапы дракона, стопы дракона, когти дракона…»

Также, выделается «три начала» формы горы (небо, земля, человек). Выделяют соответствия: «Лоб — это небо, широкий и округлый; нос — это человек, заметный и ровный; подбородок — это земля, прямоугольный и широкий». Природа и человек устроены по одним принципам, и природу можно рассматривать как наделенное душой существо, природную форму с головой и хвостом, с ушами и руками, с похожими на человека пропорциями. Такое сравнение кажется очень наивным, однако удивительно живым. Эти подходы напрямую соотносятся с древним постулатами и подходами: «Небо и человек — одно» и «Между небом и землей жить уединенно в хижине».

Перевод с китайского Филин О.