Из книги «Пять секретов географии» («地理五诀») (3)
Когда автор писал эту книгу, ситуация с фэншуй в обществе описывалась словами: «Свои законы в каждой семье, свои классификации и свои правила, — знания географии не сохранятся для потомков». И тогда трое учеников Чжао Цзюфэна «Обсудили свои исследования, отобрали книги выдающихся мудрецов, с воодушевлением исправляя ситуацию и действуя с чистым сердцем! Сделав с помощью кисти тайное явным», написав эту книгу за семь месяцев. Целью этой работы является «очистить настоящее и явить истину», записав свои мысли кратко и понятно, сделав учение фэншуй ясным и доступным для понимания.
«Пять секретов географии» основывается на знаниях мудрецов прежних эпох, обобщенных и снова явленных на свет. Иньский фэншуй основан пяти основных элементах: дракон (龙), сюэ (穴), энергия ша (砂), вода (水), направление (向). Он описывает их особенности, их взаимодействие друг с другом и взаимозависимость.
«Пять секретов географии» относится к школе саньхэ пай (школа трех соединений 三合派), особое значение в ней придается: «дракону, воде, направлению». Эти трое связаны друг с другом. Водный дракон является связывающим элементом, водный дракон и направление также связаны друг с другом, направление водного дракона рождает поток ци.
Самое важное место в «Пяти секретах географии» занимает то, что последующие мастера фэншуй называли «решать с помощью воды». Исток зависит от огня, воды, металла (金), дерева. «Пять элементов на самом деле не связаны с семьей дракона, счастья и несчастья приносят водные пути. Вода обладает большой силой, малое ее движение может убить человека». В «Пяти секретах географии» вода занимает важнейшее место. «Все десять тысяч потоков восходят к Небу», Желтая река превосходит по влиянию драконьи жилы. Конечно, жизнь простых людей сосредоточена на достижении богатства и достатка, «горы отвечают людям достатком в жизни», поэтому пути воды часто не берутся во внимание.
Многие народные мастера фэншуй, когда идут в горы берут с собой «Пять секретов географии». Они сверяются с разделом «12 истоков, приносящих счастье и несчастье». Изложенные там сведения часто применяются на практике, но их нелегко запомнить. Чжао Цзюнфэн полагает, что «Что при определении сюэ дракона необходимо в первую очередь смотреть на водные потоки и направления». Поэтому воде и направлениям принадлежит главная роль в этой книге. «Дракон, сюэ, ша, вода» очень важны, но все они являются лишь строительными материалами, на которых можно воздвигнуть величественную постройку, финальной точкой в постройке которого является «направление».
«Счастья и несчастья определяются направлением: направления простираются по тысячам ли; всю землю невозможно охватить взглядом; хорошее направление можно определить на месте и записать».
Перевод с китайского Филин О.