Определение китайского искусства фэншуй
Китайский фэншуй это культурное явление, наука, некие практические навыки или просто суеверия?
Учение фэншуй, как теория и практические знания, применяемые в древней китайской архитектуре.
Фэншуй — это душа традиционной китайской архитектуры.
Фэншуй, архитектура и искусство ландшафтного садоводства составляют три столпа древней китайской архитектурной теории.
В настоящее время распространены два прямо противоположных взгляда на фэншуй. Один из них полностью отрицательный и презрительный, говорящий о том, что фэншуй не находит никаких подтверждений в современной науке. Эта точка зрения отказывает в распространении достояний человеческой цивилизации, и непременно приводит к «национальному нигилизму». Что, в свою очередь, приводит к двум социальным явлениям: равнодушию и презрению или наоборот, к слепой вере.
Вторая точка зрения является полным признанием фэншуй, подразумевает его активное исследование, говорит о том, что он упорядочен и научен, что его учение нужно лучше систематизировать и выстроить в соответствии с современным научным подходом, унифицировать, отбросить ложное и сохранить правильное. Сделать все это, чтобы сохранить лучшие традиции городского фэншуй, сохранив архитектурные особенности ландшафта и исторических зданий.
Является ли китайский фэншуй наукой, некими практическими навыками, культурной традицией или это просто суеверия? Те, кто не знает и не понимает его принципов, считают фэншуй просто суевериями. В наши дни, как в отечественных, так и в зарубежных научных кругах идет целая волна исследований фэншуй. Многие зарубежные ученые высоко оценивают китайский фэншуй. Чтобы лучше отражать идею фэншуй, как научного знания, вместо слова «фэншуй» будет уместнее говорить «учение фэншуй» (中国风水学).
Китайский фэншуй несомненно относится к числу серьезных научных дисциплин. Он включает в себя глубочайшую систему понятий и концепций, связанную с традиционным мышлением и мировосприятием, в фундаменте которых лежит Книга Перемен (易理). Он содержит в себе способы и методы достижения гармонии с окружающим миром. Среди этих методов есть «школа форм» (形法) и «школа направлений» (理法), вобравшие в себя опыт пяти тысяч лет развития учения фэншуй. Старые мастера фэншуй изобрели такой уникальный инструмент, как компас лопань.
Даже в современном Китае можно встретить множество зданий, построенных по фэншуй: от императорских дворцов до домов простых людей, от городов до деревень. Эти сохранившиеся постройки являются живым историческим свидетельством применения фэншуй. А в деревнях еще можно встретить людей, которые любят порассуждать о том, как стоит по фэншуй дом того или иного жителя деревни. Так разве фэншуй не заслуживает внимания людей, которые занимаются архитектурой? Подходя к анализу учения с современной точки зрения, мы видим, что хотя и обнаруживается ряд противоречий с современными научными знаниями и подходами, фэншуй, развивавшийся на протяжении многих столетий, несомненно заслуживает внимания и исследований.
Таким образом, относится ли фэншуй к категории явления традиционной китайской культуры или все же его нужно рассматривать как прикладную научную дисциплину? Современные исследователи пока не могут дать ему точное определение. Тем не менее, можно определить учение фэншуй таким образом: учение китайского фэншуй есть древняя национальная архитектурная традиция, с конкретными методами применения.
Китайский фэншуй повсеместно использовался в китайской архитектуре: при выборе места постройки, при составлении планировки и дизайна зданий, непосредственно при строительстве. Это подтверждается в большом количестве сохранившихся древних городов, старинных зданий, садов, жилых домов и гробниц в Китае.
Китайское учение фэншуй в ходе своей долгой истории и развития проникло и в другие отрасли знаний и дисциплин, стало неотъемлемой частью традиционной философии, изобразительного искусства, мировосприятия, географии и наук о земле, экологии, наполнило своими принципами ландшафтный дизайн. Следует также отметить что в китайском фэншуй содержатся также и различные суеверия и сомнительные теории, и это обязательно нужно учитывать при научном исследовании этого учения.
В основе учения фэншуй лежит единство неба, земли и человека. В центре его внимания лежит поиск соответствия между местом, планировкой здания, его ориентации и природой и судьбой человека. Интеграция человека, выражаемое принципом «Небо, Земля и Человек — одно» (天地人合一), отвергает бездумное разрушение окружающей среды, в которой и обитает человек, и обращает внимание на его окружение. На таком взаимодействии основан и принцип строительства в фэншуй, который можно увидеть во всех частях Китая. Уникальная городская планировка, архитектурные формы и архитектурные ландшафты страны прекрасно адаптированы к местным условиям.
В отличие от этого, с открытием границ Китая, западная современная архитектура стала распространена повсеместно. В центре этой архитектуры лишь впечатляющий внешний вид, или функциональность и практичность, или экономические выгоды. В наши дни юг страны становится похожим на север, а восток на запад, а мудрость прошлого может скоро совсем исчезнуть.
Перевод с китайского Филин О.