Концепция Инь — Ян
Теоретическая основа и источниковедение фэншуй
В основе фэншуй лежат философские концепции Инь и Ян и единства неба и человека, теории триграмм и гексаграмм, методы исчислений китайского календаря и расчеты влияния звезд. Его конечной целью является «сохранение ветра и сберегание ци» (藏风聚气), которое находит практическое применение в выборе удачных мест для жизни и захоронений, и достижение наилучшей гармонии между природой и человеком.
Концепция Инь — Ян
Теория Инь-Ян является основополагающей теорией фэншуй. Согласно этой теории, все во Вселенной делится на двк категории, на Инь и Ян. Считается, что в основе возникновения, формирования, развития и изменения всех вещей лежат Инь и Ян.
Инь и Ян в «И Цзин» (易经)
Учение о Инь и Ян является неотъемлемой частью традиционной китайской культуры. Оно является фундаментом описания окружающего мира и содержится в «И Цзин». Восемь триграмм «И Цзина» образуются сочетаниями черт Инь (- — ) и Ян (-). Посредством сочетаний комбинаций черт Инь и Ян получаются восемь триграмм, получивших названия: Небо (天), Земля (地), Вода (水), Огонь (火), Гром (雷), Ветер (风), Гора (山), Озеро (澤). Восемь триграмм (багуа 八卦) и составляемые из них 64 гексаграммы (六十四卦) — все образованы из комбинаций женских черт Инь и мужских черт Ян.
В «И Цзин» мы встречаем описание множества видов взаимодействий Инь и Ян, увидеть, как они приводят в движение и вызывают изменения во Вселенной. В «Сицычжуань» (系辞传) говорится, что «Инь и Ян рассказывают о Дао» (一阴一阳之谓道). Идеи, изложенные в «И Цзин» несомненно являются крупнейшим скачком в истории развития китайской философии.
Истоки учения о Инь и Ян
После возникновения концепции Инь и Ян она постоянно изменялась и развивалась. Теория Инь-Ян появляется в письменных источниках, сохранившихся со времен династии Чжоу. Теория бурно развивается в периоды Вёсен и Осеней и Воюющих государств.
Солнечная и теневая стороны Простые примеры прямого и противоположного
Углубление смыслов Понимание проявления Инь и Ян в свойствах материи
Концепция Инь-Ян достигает зрелости. Инь и Ян слагают Дао
Мир единства противоположностей
Инь и ян — универсальные понятийные категории, которые мы видим в «Книге Перемен». Небо — это ян, земля — это инь, свет луны яркий — это ян, вода темная, темный цвет — инь. У животных самец — это ян, а самка — инь. В законах природы есть инь и ян, на земле — есть и твердое и мягкое, в законах людей есть место и мягкости и справедливости. Если мы обратимся к человеческому обществу, государь — это ян, его подданные — это инь. Человек высоких достоинств — это ян, низкий человек — инь. Одним словом, все мироздание построено на взаимодействиях инь и ян. В «Книге Перемен» мы видим сплошные линии (ян) и прерывистые (инь), из которых строятся гуа (триграммы и гексаграммы), которыми можно описать весь мир и все взаимодействия в нем.
Инь и ян могут не только представлять собой противоположные вещи, но также могут использоваться для анализа двух взаимно противоположных аспектов, существующих внутри одной вещи или явления. Можно сказать, что все энергично движущееся, экстравертное, восходящее, теплое и яркое принадлежит ян, а статичное, внутреннее, нисходящее, холодное и темное — это все принадлежит инь. Если мы возьмем небо и землю, то небо — это чистота и ян, темное и тяжелое, земля — это инь. Вода, холод, влага — это инь, огонь, жар, сухость — это ян.
Мир — это материальное целое, все в природе включает две противоположные стороны Инь и Ян, которые невозможны друг без друга. Движение противоположностей и единство Инь и Ян является основной причиной возникновения, развития, изменения и исчезновения всего в природе. Закон противоречия и единства движения инь и ян — это внутренний закон движения и изменения всех вещей в природе, а сам мир есть результат движения единства противоположностей инь и ян.
Инь и Ян есть во всем: особенности Инь и Ян
Инь и Ян — это пара противоположностей, которые связаны друг с другом. Если две вещи не связаны друг с другом или не являются двумя противоположными аспектами единства, инь и ян не могут использоваться для различения их относительных атрибутов и их взаимоотношений. Атрибуты инь и ян вещей имеют следующие пять характеристик:
(1) Относительность Атрибуты инь и ян вещей не абсолютны, а относительны. Эта относительность проявляется в том, что при определенных условиях инь и ян могут быть преобразованы друг в друга, то есть инь может быть преобразована в ян, а ян также может быть преобразован в инь. С другой стороны, это отражается в бесконечной делимости вещей.
(2) Взаимосвязь Инь и Ян вещей не отделены друг от друга, а взаимосвязаны. Вещи или явления, анализируемые с помощью инь и ян, должны быть в одной категории, на одном уровне или в одной точке пересечения, на одном уровне взаимодействия. Не соответствующие этому вещи или явления не следует рассматривать с точки зрения инь и ян. Например: с точки зрения неба, день — это ян, а ночь — это инь.
(3) Универсальность Атрибуты инь и ян вещи или явления не являются принадлежащими только этой вещи, они универсальные атрибуты. Все связанные вещи или явления можно обобщить и проанализировать с помощью инь и янь. Например: вода и огонь, движение и неподвижность.
(4) Изменчивость Инь и Ян атрибуты вещей не статичны, а относительны. Атрибуты инь и ян различных вещей или явлений не статичны и могут трансформироваться при определенных условиях. Например, климат на Центральных равнинах в октябре — это инь по сравнению с жарким летом в июле, но это также ян по сравнению с суровой зимой в декабре.
(5) Делимость Инь и Ян могут делиться, каждое из них может быть снова разделено на инь и ян. Например: С точки зрения неба, день это ян, а ночь — это инь. Но день можно снова разделить на день до полудня (ян в ян), и вторую половину дня (инь в ян); ночь также может быть разделена, первая половина ночи — это инь в инь, а вторая половина — это ян в инь.
Инь и Ян в социальных явлениях
Пары противоположностей инь и ян можно найти не только в природе, но и в социальных отношениях.
Мужчина Ян | Женщина Инь |
Правитель Ян | Народ Инь |
Выдающийся человек Ян | Низкий человек Инь |
Перевод с китайского Филин О.