Мао Цзэдун и фэншуй
Уезд Синго, деревня Саньляо (兴国三僚) — колыбель Янгун фэншуй. Когда-то здесь был советский район и располагалась Красная армия. Основатель страны Мао Цзэдун (毛泽东) продолжительное время жил и сражался в этих местах. Он также провел много социологических опросов населения юга Цзянси. Как же Мао относился к вере в фэншуй, широко распространенной среди простых людей? Чтобы ответить на этот вопрос, мы применим подход самого Мао: «Тот, кто не исследует и не изучает, не имеет права говорить» и обратимся к его записям и работам.
Мао Цзэдун — выдающийся марксист современной эпохи. В основе его мировоззрения лежат марксизм-ленинизм и научный социализм. Но его взгляды пропитаны и традиционной китайской культурой, для которой фэншуй вовсе не чужд и является ее органической частью.
1. В молодые годы Мао Цзэдун скептически относился к культуре фэншуй
В ранние годы Мао Цзэдун учился в Педагогическом училище округа Чанша (长沙师范). Там он приобщился к «Движению за новую культуру» («新文化运动») и проникся идеями марксизма-ленинизма. Он негативно относился ко многим явлениям в традиционной китайской культуре, в том числе к традиции фэншуй. Подтверждение этому мы мы можем обнаружить в его работе «Доклад об обследовании крестьянского движения в провинции Хунань» («湖南农民运动考察报告»), в которой он пишет:
«Мы также способствовали искоренению суеверий среди крестьян. Я говорил, вы верите, что бацзы может принести удачу, верите, что могила, устроенная по фэншуй сулит счастье. За прошедшие несколько месяцев этого года, корыстолюбивые и алчные тухао и лешэнь <тираны и эксплуататоры> были свергнуты. Неужели за эти несколько месяцев все они обрели несчастье? Все их родовые могилы расположены вроде бы в благоприятных местах. Но за эти последние несколько месяцев все эти угнетатели вдруг утратили все свое счастье, почему же могилы не защитили их? Они говорили о вашем крестьянском союзе: Это поразительно, теперь все члены комитета. Комитеты теперь есть везде: создаются в деревнях, возникают рабочие союзы, создаются комитеты в Гоминьдане и в коммунистической партии. Разве это следствие влияния бацзы или могил? Удивительная случайность! Те, кому бацзы прочило оставаться сельскими бедняками, вдруг становятся уважаемыми людьми! А родовые склепы вдруг оказывают на них благоприятное влияние! Наверное, это влияние божеств? И это не вызывает сомнений. Но если бы не возникли крестьянские комитеты, не помогли бы никакие божества. Или может быть это Авилокитешвара изгнал тухао и лешэнь? Все эти божества, которых почитали на протяжении сотен и сотен лет вызывают только жалость, так как на протяжении всех этих лет никакие тухао и лешэнь не смогли сломить вас! Теперь, когда вы захотите снизить арендную плату, я хотел бы спросить вас, вы будете верить в богов или в крестьянские союзы?»
В этом эмоциональном отрывке Мао Цзэдун описывает события относящиеся к своему исследованию крестьянского движения Хунани, которые он проводил в начале 1927 года. В этих словах видно, что Мао Цзэдун относил крестьянскую концепцию «верить в фэншуй и благоприятное расположение могил» к категории феодальных суеверий. Он проанализировал этот подход и искренне верил, что крестьянам можно доказать ошибочных их взглядов и пробудить в них веру в революцию и крестьянские союзы. Абсурдное и нелепое суеверие — ничего не делать и надеяться, что фэншуй изменит твою судьбу.
Подход Мао Цзэдуна был обращен ко всему крестьянству, как классу, а не к какой-то конкретной крестьянской семье или к какому-то отдельно взятому клану. Его взгляды и понимание несомненно были правильными. Нам также понятно отношение Мао Цзэдуна к культуре фэншуй того времени, которая отводила фэншуй излишне важную роль, а старые предрассудки мешали революционному движению.
2. Мао Цзэдун и его «Исследование в уезде Сюньу». Удивление Мао Цзэдуна при встрече с традиционной культурой фэншуй в уезде Синго, Цзянси
В мае 1930-го года, в ходе работы по основанию революционной базы в южной части Цзянси и Западной Фуцзянь, Мао Цзэдун прибыл в уезд Сюньу где провел большое исследование, нашедшее отражение в его работе «Исследование в уезде Сюньу».
В процессе исследований в уезде Сюньу Мао Цзэдун обнаружил, что как городское, так и сельское население испытывало благоговейный трепет по отношению к фэншуй. В своей исследовательской работе Мао Цзэдун записал целый ряд таких историй, связанных с предрассудками и фэншуй. Приведем пример:
«Восстание 325 года закончилось поражением. Чжун Сицю, жена лидера восстания, командира Лючхэ Баодуна, укрылась в доме семьи ее деда по материнской линии. Ее дед боялся, что она может родить в ее доме и попросил ее поскорее уйти. Поэтому ей пришлось бежать дальше, и она отправилась в уезд Лунчуань, в одну из горных деревень, где у ней и родился сын.
Причина такого поведения ее деда состояла в следующем. Согласно верованиям людей в уезде Сюньу, если человек со стороны родит в доме семьи ребенка, то он него пострадает дух дома и семья придет в упадок.
Когда-то, в городке Фантянь в районе Шуанцяо был ученый муж по имени Цэн Хансун. Он родился в доме деда по материнской линии. В последствии он получил высшую ученую степень цзиньши, став высоким правительственным чиновником. В народе говорили, что он достиг своего положения, забрав фэншуй из дома своего деда».
В ходе своих исследований, Мао Цзэдун также обнаружил:
«В фэншуй есть также слепая вера в то, что место погребения предков может влиять на хорошее или плохое положение дел у людей. Крестьяне верят, что фэншуй непосредственно влияет на их состояние дел. Границы наделов, то, как надо строить дома, и где следует жить, — следует этому определяющему влиянию. Конечно, для крестьян важнейшим вопросом является их благосостояние. Если же им приходится покидать месте такого отведенного им обитания, они считают, что понесут большие беды и потери».
Традиции фэншуй поддерживают отношение крестьянина к своему полю, как к сокровищу. Следовательно, что касается вопроса развития революционного движения, нет необходимости бороться с верой крестьян в фэншуй. Поэтому в ходе борьбы со старым на территории советского района, верования крестьян в фэншуй не пострадали, как не пострадали и специалисты по фэншуй. Мастера фэншуй имели там такие же земельные наделы, как и крестьяне, и также пользовались всеми плодами нового, что принесло революционное движение.
3. В «Исследованиях в уезде Синго» Мао Цзэдуна есть место, посвященное «наблюдающему землю» специалисту фэншуй
Через полгода после исследований в Сюньу, в конце октября 1930 года, в районе Юнфэн, уезда Синго, Мао Цзэдун встретился с резервными частями Красной армии в количестве 700 человек. Он провел социальное исследование, опросив 8 человек разного социального положения. Среди них было трое специалистов, трое рабочих, один мелкий торговец и один крестьянин. Одним из этих трех специалистов оказался молодой мастер фэншуй с лопанем:
«Чэнь Чжэньшаню было 24 года. Он рассказал мне: „…Я был вторым ребенком в семье. В 19 лет я научился «наблюдать землю» и занимался этим на протяжении пяти лет… Апрельская революция потерпела поражение, наступил год Собаки, мой наставник отправился в деревню Цзюньцюнь, чтобы помочь человеку построить дом в горах, а мне удалось «наблюдением земли» заработать 70-80 юаней”»
Это очень интересный отрывок. Мао Цзэдун знал, что в уезде Синго есть искуссные мастера фэншуй и исследовал этот вопрос.
Чэнь Чжэньшань (陈侦山), первое имя — Шань Гуаньцзы (山官子), является уроженцем деревни Госи, уезда Синго, провинции Цзянси. Хотя на момент встречи с Мао ему было всего 24 года, за его плечами было 8 лет общеобразовательной школы уже 5 лет практики фэншуй. Он рассказал Мао Цзэдуну, что в те времена, когда он изучал геомантию, он участвовал и в революционной деятельности. По этому «дружины усмирителей» (靖卫团 гоминьдановские помещичьи отряды) сожгли дома его семьи. Спасаясь от них, юноша отправился в деревню Гуаньчао, уезда Тайхэ. Там ему удалось заработать практикой фэншуй 70-80 юаней. Чэнь Чжэньшань сначала работал в советском районе пропагандистом, протом состоял в резервных отрядах Красной армии, исполняя обязанности политкомиссара. Затем он последовал за Мао Цзэдуном в составе основных войск Красной армии. Во время пятой карательной операции контрреволюционеров «окружить и уничтожить» («围剿») он отдал свою жизнь на поле боя у горы Дунхуа в провинции Фуцзянь. После образования Нового Китая, Чэнь Чжэньшань был посмертно награжден званием «павший герой-революционер». Потомками этого революционера-мастера фэншуй являются сегодня восемь семей, все они живут в достатке и процветании.
4. Мао Цзэдун поручает особую задачу командующему Чжоу Биню
Командир Чжоу Бинь (周彬) происходил из Гулунгана, уезда Синго. Гулунган (старое название — деревня Ицзинь) отстоит от Саньляо всего в нескольких километрах. Традиция фэншуй в его родных местах также всегда была очень сильна. Во времена династии Мин, мастер фэншуй из Гулунгана Лю Юань, вместе с мастером фэншуй из Саньляо Ляо Цзюньцином выбирал место для гробницы правителя Чжу Ди. После смерти Чэнь Чжэньшаня, Чжоу Бинь был личным секретарем Мао Цзэдуна.
Отец Чжоу Биня был помощником (礼生) сельского мастера церемоний, хорошо знал народные верования и обычаи и был специалистом в выборе счастливых дат для важных событий. Когда Чжоу Бинь присоединился к Красной армии, он поступил на службу в канцелярию военного госпиталя Красной армии в Гунлунгане, потом принял участие в Великом походе, где состоял в охране Мао Цзэдуна в течении 6 лет. Во время Войны сопротивления японским захватчикам, он был направлен служить в Новую 4-ю армию на антияпонскую опорную базу в тылу врага.
«В 1949 году, когда вметсе с Красной армией он пришел в Хунань, Мао Цзэдун поручил ему построить могилу для отца в деревне Шаошань <Шаошань — родная деревня Мао Цзэдуна>. Он взял с собой несколько охранников и прибыл в Шаошань, чтобы выбрать место для могилы господина Мао Шуньшэна (毛顺生). В последние годы войны, председатель Гоминьдана провинции Хунань, однажды даже послал роту солдат в Шаошань, чтобы разрушить гробницу семьи Мао в попытке помешать развитию китайской революции, разрушив «фэншуй» товарища Мао Цзэдуна. Но люди в Шошане прослышали об этом коварном плане и ночью отправились к могиле Мао Шуньшэна и скрыли ее от глаз, укрыв в глубине земли, так что гоминьдановские солдаты потом напрасно пытались ее отыскать. Чжоу Бинь тщательно восстановил захоронение Мао Шуньшэна на прежнем месте, в первоначальном состоянии. Потом он написал Мао Цзэдуну и подробно сообщил о ситуации, а затем продолжил с армией освобождать Гуанси».
Причина, по которой Мао Цзэдун попросил Чжоу Биня заняться восстановлением его родового захоронения заключалась в том, что Мао знал, что Чжоу Бинь был мастером фэншуй.
После основания Нового Китая Чжоу Биню было присвоено звание генерал-майора Народно-освободительной армии. В 1990 году Чжоу Бинь выпустил мемуары, в которых рассказывалось и о восстановлении могилы Мао Шуньшэна. Стоит также отметить, что когда в 1959 году Мао снова посетил родную деревню Шаошань, его родовое захоронение еще раз реставрировалось.
Мао Цзэдун — величайший мыслитель и политик Китая, его эрудиция и мудрость оказали глубокое влияние на китайскую культуру. Понимание и отношение Мао Цзэдуна к культуре фэншуй также определяет понимание и отношение нашего современного общества к культуре фэншуй. Синго — священное место китайской революции, а также священное место китайской культуры фэншуй. Я обнаружил эти исторические документы, в которых отражается процесс понимания Мао Цзэдуном культуры фэншуй, и надеюсь, что они дадут вдохновение, которое поможет расширить понимание и кругозор в вопросах изучения истории и культуры.
Автор: Ху Ючунь (胡玉春 )
Перевод с китайского Филин О.