Ци пяти стихий наполняют землю, рождая и управляя всем сущим

В захоронении используется и жизненная энергия (生气).

Шэньци (жизненная энергия) — это проявление единой ци, в небесном законе она про является через шесть черт гексаграммы (六虚), на земле — проявляется во всем сущем. Небо не может существовать без ци, земля не может существовать без форм. Причина исполнения великого закона кроется во взаимопревращении инь и ян, что пронизывает все на свете и нет места, где бы этого не было. Тао Цу (陶促) сказал: Сначала небо и земля, и потом небо и земля. Это непреложная истина.

К этому нужно добавить, что шэньци собирается в месте захоронения, но люди не видят этого, чтобы увидеть это, нужно понимать законы земли, тогда можно будет выбрать подходящее место. Если захоронение сделано в нужном месте, кости погребенных могут быть использованы, тогда искусство географии будет завершенным.

Ци пяти стихий наполняют землю, рождая и управляя всем сущим.

Пять ци — это ци пяти стихий, шэньци отличается от них. Единая ци разделяется и появляются инь и ян, которые, разделяясь, порождают пять стихий, которые действуют на небе и на земле. Благодаря действию закона появляется все сущее в мире, собираются горы и реки, две жизненные силы и пять стихий приходят в движение, соединяются и рождают формы.

Человек получает плоть от своих родителей, их ци собирается в его костях, умершие дают своим потомкам покровительство и защиту.

Кости родителей — это основа детей и внуков, это их тело, дети — это ветви родителей, единая ци через родителей проявляется в детях, также, как ветви произрастают из ствола. Чэн Цзы говорил: Путем гадания определить место погребения, гадать по земле о прекрасном и плохом. Красота земли определяет умиротворение души, процветание потомков, если заботится о корне — листья и ветви будут в расцвете, верно следовать закону.

Го Пу «Книга погребений» («葬书»)
Перевод с китайского Филин О.