Цимэнь дуньцзя берет начало в военной стратегии

Как возник метод прогнозирования цимэнь дуньцзя? Каково его происхождение? До сих пор исследовательское сообщество не пришло к окончательному выводу.

Я думаю, что хотя точное время происхождения цимэнь дуньцзя определить сложно, будет верным утверждать, что оно произошло из науки расположения войск.

Прежде всего, существуют письменные источники, которые могут выступить в подтверждении этой теории.

В авторитетном трактате по военному искусству доциньского периода «Сунь Цзы» («孙子»), в четвертом свитке говорится:

«Искусно защищается тот, кто укрывается в девяти землях,
Искусен в нападении тот, кто может двигаться в девяти небесах,
Поэтому он способен как защищаться, так и нападать, одерживает победы».

Ли Цюань (李筌), живший во времена династии Тан, так комментировал этот отрывок:

« В «Тянь И Дуньцзя цзин» («天一遁甲经») говорится: На Девяти Небесах можно расставить войска, войска могут укрыться в Девяти Землях, подходящее время указывает Чжи Фу (直符). После дворца Девяти Небес, два дворца Девяти Земель. Земля хранит покой и укрывает, Небо приводит в движение и сотрясает. Поэтому полководцы династии Вэй не могли укрыться (遁) среди Девяти Земель, среди гор и рек, не могли выбирать благоприятное время <для наступления> среди Девяти Небес. Мудрый смотрит на Тянь И Тай И чтобы знать, когда нужно укрываться, знает и использует это. В каноне говорится: Знать три укрытия и избегать пяти, истинное укрытие. Знать три, укрываться от пять, в ряд по всей Поднебесной, таков метод, в независимости от подступивших бед, таково истинное правило»

(Комментарий: Тянь И (天一), указывает на цимэнь дуньцзя; Тай И (太乙), указывает на искусство Тай И цзиньцзин (太乙金镜). Знать три, укрываться от пять (知三避五): Это трое счастливых врат, Врата Открытия (开门), Врата Отдыха (休门), Врата Рождения (生门); и это пять несчастливых врат: Врата Ранения (伤门), Врата Закрытия (杜门), Врата Блеска (景门), Врата Смерти (死门), Врата Испуга (惊门)).

Здесь Ли Цюань использует цимэнь дуньцзя, чтобы комментировать текст Сунь Цзы, и критикует Цао Цао (китайский полководец времен царства Вэй), который не знал цимэнь дуньцзя и ошибочно интерпретировал «Девять Земель» (九地) на диске цимэнь, как «реки и горы», а между тем «Девять Небес» (九天) указывают на выбор благоприятного времени для действий. Из этого становится очевидным, что Лю Цюань считал, что цимэнь дуньцзя использовался для ведения войны.

Ли Цюань в своей работе «Тайбай инь цзин – чудесный механизм, позволяющий одержать победу над врагом» («神机制敌太白阴经»), в главе «Дунь цзя» («遁甲»), говорит: В текстах сказано, что Желтый император пошел войной на демона Чи Ю, состоялись 72 битвы, но император так и не смог одержать победы. Тогда императору привиделось, что явился к нему золотоликий дух и сказал: «Небесные император дает тебе свои магические записи». Когда император очнулся, он понял, что ему нужно это небесное знание. Тогда он обратился за советом к Фэн Хоу и Ли Му. Ли Му сказал:

«Вам было послание от владыки неба Тянь Ди». И император построил на берегу реки алтарь для владыки неба. И тогда из воды вышла огромная черепаха, держа в пасти магические письмена, подошла и положила их на алтарь, а потом ушла обратно. Страницы записей были похожи на кожу, но не были кожей, на записях кровью было написано: «Тянь И должна быть впереди, Тай И должна быть сзади». Желтый император дважды совершил почтительные поклоны.

И тогда были установлены Девять Дворцов, определены Восемь Врат, названы Три Непарных и Шесть Инструментов, иньская и янская пробежки. Были явлены 1880 расположений, которые назвали Тянь И дуньцзя (天乙遁甲式), Трое врат и Пять полководцев. И войска Чи Ю были разбиты, а сам он повержен.

(Комментарий: Тянь И указывает на цимэнь дуньцзя, Тай И – указывает на модель Тай И; Трое врат – это трое счастливых врат (开、休、生); Пять полководцев – это генералы верховного командующего 甲子: 甲戌、甲申、甲午、甲辰、甲寅)

Похожее описание встречается и в «Истинном каноне тайного постижения изменений шести пещерных инь дуньцзя» («秘藏通玄变化六阴洞微遁甲真经»), составленным министром Чжао Пу времен династии Сун:

В прежние времена восстал великан-колдун Чи Ю, Желтый император неоднократно вступал с ним в сражения, но так и не смог победить. Император сказал: «Я слышал, что Фу И мог управлять Поднебесной без помощи солдат, теперь же Чи Ю один противостоит множеству моих армий, это необъяснимо, идти войной и не достигнуть успехов, не суметь одержать побед, в чем же моя ошибка?». Вдруг с неба опустились пять разноцветных облаков, на облаках стояли шесть небожительниц с книгами, они спустились к императору и сказали:

«Исполняем волю богини Сюань Нюй, передаем вам три свитка «Дуньцзя фу цзин»(«遁甲符经»), которые помогут одержать победу в войне. Эти записи говорят о счастье и горе на небе и на земле, это восемь гуа счастья и бед, различать изменения по облакам, знать когда придет время для успехов и поражений, понимать циклы солнца и луны, различать проявления инь и ян, удачи и неудачи, что сулят звезды, знать людей, что приводят к победе или поражению. Это искусство постоянных изменений, происходящих в мире».

Император бережно принял свитки от небожительниц. Император погрузился в изучение трех свитков «Инь Фу Цзин» («阴符经»). В первом свитке говорилось об искусстве изготовления пилюли бессмертия, рассказывалось о методах стать бессмертным; во втором свитке рассказывалось о том, как установить порядок в стране, умиротворить народ и установить законы; в третьем свитке рассматривалось искусство ведения войны.

После этого император приказал поставить алтарь в честь этого события. Потом он снова сразился с Чи Ю и одержал наконец над ним победу.

Чжао Пу резюмировал это в своем произведении «Песнь рыбака над туманными волнами» («烟波钓叟歌»):

Желтый император вел войну с Чи Ю, страна испытывала горечи и беды. Было видение, что духи принесли священные письмена от богов, был установлен алтарь и совершены жертвоприношения. Вышел божественный дракон из вод и принес письмена реки Лошуй, блистательный феникс спустился с облака и принес книгу. Фэнь Хоу упорядочил это знание, так возник дуньцзя цимэнь.

Все упоминаемые выше авторы говорят о том, что цимэнь дуньцзя возник в те времена, когда Желтый император сражался с Чи Ю, а само знание было даровано богами. Также говорится, что Хуан Ди приказал своему советнику Фэн Хоу собрать и оформить эти знания в письменном виде.

Эта история очень напоминает истории о происхождении «Трактата Жёлтого императора о внутреннем» («黄帝内经»), а также другие такие легенды времен периодов Весны и Осени и Сражающихся царств. Мы можем видеть, что это искусство согласуется с И Сюэ, где так же содержатся концепции восьми триграмм, Девяти Дворцов, схемы Хэ Ту и Ло Шу, учение инь ян усин. То есть символический язык цимэнь и символический язык И Сюэ оформились примерно в одно и то же время. То есть цимэнь дуньцзя возник во времена периодов Весны и Осени и Сражающихся царств.

Кроме того, нужно отметить, что период Весны и Осени (VIII — V века до н. э.) и период Сражающихся царств (475–221 гг. до н. э.) отличались постоянными войнами и востребованность военного искусства была очень высока. И по имеющимся данным, популярность дуньцзя в конце периода Весны и Осени была очень высока.

Во-вторых, я также считаю, что модель цимэнь дуньцзя изначально отражает принцип и методы расстановки войск.

Ряд экспертов сходится на мнении, что «План восьми боевых порядков» («八阵图») и тактическое построение войск по схеме восьми триграмм, которые использовал Чжугэ Лян во времена Троецарствования, в действительности соответствуют схеме Ло Шу. «1 на ногах; слева 3, справа 7; 4 и 2 на плечах; 8 и 6 на ногах», — этот принцип отражен на схеме Ло Шу, приводимой ниже.

Цимэнь дуньцзя берет начало в военной стратегии

Такое расположение чисел от 1 до 9 имеет две отличительных особенности:

1) Нечетные числа 1, 9, 3 и 7 располагаются по четырем основным сторонам света (север, юг, восток и запад); четные числа 2, 4, 6 и 8 располагаются соответственно в диагональных направлениях (юго-запад, юго-восток, северо-запад и северо-восток).
2) Сумма трех чисел, расположенных на любой прямой или диагонали всегда равна 15.

Если вы построите свои войска в соответствии с этой схемой, то получите несколько преимуществ:

(1) Расстановка войск с каждой стороны света или направления будет одинаковой, кратной 15. Например, 150 человек,1500 человек,15000 человек и т.п. Таким образом, независимо от того, в каком направлении войдет противник, в построении не будет «дыр» или «слабого звена», неприятель с любой стороны встретит одинаковое противодействие.
(2) Рисунок траектории движения по дворцам от 1 до 9 напоминает по форме знак «∞», вселенской спирали движения энергии. Такое движение еще называют «шагом ганбу» (罡步 шаг Большой Медведицы). Это спиралеобразное движение ци через центр и вокруг него, центр здесь оказывается скрыт и защищен, главнокомандующий спокойно осуществляет из него руководство войсками, не опасаясь нападения противника. Такой метод шага автор этих строк наблюдал в мае 1991 года в Чэнду, на семинаре по изучению текстов китайских народных мистических традиций. Ученый из Сычуаньской академии социальных наук, изучавший заклинания и талисманы, демонстрировал подвижный метод цигун и двигался как раз этим шагом.
(3) Это схема тактического передвижения от 1 до 9 и от 9 к 1. Это передвижение по магическому квадрату, словно движение по заколдованному лабиринту. Глаз, наблюдающий со стороны за таким движением, не может на нем сосредоточиться, девять отрядов постоянно находятся в разнонаправленном движении и перестроении. Неприятель оказывается сбитым с толку, не видит главнокомандующего своего противника, не видит слабого места ни с какой стороны. Использующий же это построение волен выбрать удобное время и направление для своей атаки противника или для отступления.

Современные математики, основываясь на модели расположения 8 триграмм по 9 дворцам, которая представляет собой магический квадрат 3-го порядка, могут составлять магические квадраты 4-го порядка, 5-го порядка, 6-го порядка, 7-го порядка, и даже магические квадраты 1000-го или 10000-го порядков. Сумма всех чисел по любой вертикали, горизонтали или диагонали у магического квадрата 4-го порядка равна 59, а например у магического квадрата 7-го порядка равна 175.

Цимэнь дуньцзя берет начало в военной стратегии

Военные стратеги прошлого, используя тактическое построение войск по 8 триграммам 9 дворцов, получали широкие возможности по выбору подходящего времени, по использованию выгодных особенностей рельефа местности, получая в свои руки ключевые преимущества для победы в сражении. Они неустанно развивали свое искусство. В начале своего существования цимэнь дуньцзя было именно таким искусством расстановки и использования войск. Использование целой суммы факторов, таких как погода, особенности рельефа и временных циклов, а также некоторых загадочных мистических влияний, которые еще ждут своего изучения, делали цимэнь дуньцзя «секретным оружием» и «мистическим оружием».

Среди военных стратегов прошлых времен, использовавших цимэнь дуньцзя, мы можем назвать: военный советник и генерал при Чжоу Вэнь-ване Тайгун Ван Люйшан (太公望吕尚), также известный как Цзян Цзыя (姜子牙), знаменитый полководец, стратег и философ, современник Конфуция Сунь У Цзы (孙武子), китайский стратег и военный теоретик периода Сражающихся царств Сунь Бинь (孙膑), советник первого императора династии Хань Чжан Лян (张良), Чэнь Пин (陈平), полководец и государственный деятель царства Шу Чжугэ Лян (诸葛亮), знаменитый полководец китайской династии Тан Ли Цзин (李靖), военачальник империи Тан Го Цзыи (郭子仪), Чжао Пу (赵普), генерал и советник первого императора династии Мин Лю Бовэнь (刘伯温) и др.

Со временем, цимэнь дуньцзя стал еще и методом прогнозирования и уже не ограничивался только военным применением. Его стали использовать и обычные люди для поисков ответов на житейские вопросы: болезни, карьера, сельское хозяйство, торговля и т.п.

Из книги Чжан Чжичуня «Врата цимэнь дуньцзя»
Перевод с китайского Филин О.