Цимэнь дуньцзя и Три модели

Тайи (太乙), Цимэнь (奇门) и Люжэнь (六壬) – известны под общим названием «Саньши» (三式 три модели, три стиля). Это традиционные китайские науки высокого уровня.

В старину при Императорской астрономической обсерватории трудились ученые, чиновники и астрологи. Там изучалась история, движения небесных тел и календарное летоисчисление. Относительно небольшое число из них изучали так же государственное управление и военное дело.

Говорят, что Тайи использовалось для предсказания важных событий в империи и предсказания стихийных бедствий. Применение цимэнь в основном акцентировалось на прогнозировании и военном искусстве. Люжень применялось в для предсказаний в обычных бытовых делах и вопросах.

Всте эти три науки получили название «Саньши», так как иероглиф «Ши» (式) обозначает «модель» или «образец», а в каждой из этих наук использовались для рассчетов специальные диски или компасы, на которые были нанесены символы и формулы. Упоминаний об этом в дошедших до нас документах немного, но об этом говорят археологические находки. Например, в уезде Фуян провинции Аньхой была найдена пара таких старинных инструментов, которые назывались «Предсказательный диск девяти дворцов Тайи» (太乙九宫占盘).

«Предсказательный диск девяти дворцов Тайи» (太乙九宫占盘)
«Предсказательный диск девяти дворцов Тайи» (太乙九宫占盘)

«Три модели» неотделимы от концепций небесных стволов и земных ветвей, схем Хэту и Лошу, восьми триграмм, образов и чисел и все они берут свои истоки в И Сюэ, а сложились как прогностические науки по всей видимости в период Весны и Осени, а также в период Воюющих царств.

Одна из этих трех моделей – цимэнь (奇门), полное название: «цимэнь дуньцзя» (奇门遁甲). Согласно исследованиям ряда ученых, цимэнь дуньцзя возникло времена династий Чжоу и Цинь и называлось тогда «инь фу» (阴符), а люжэнь сложилось во времена династий Хань и Вэй и называлось тогда «лю цзя» (六甲). При династиях Суй и Тан цимэнь называло «дуньцзя» (遁甲), а свое название «цимэнь дуньцзя» получило только во времена династий Мин и Цин.

Цимэнь дуньцзя (奇门遁甲) сокращенно называют «цимэнь» (奇门) и «дуньцзя» (遁甲).

По используемым временным циклам цимэнь делится на: Юэцзя цимэнь (月家奇门 цимэнь школы месяцев), Жицзя цимэнь (日家奇门 цимэнь школы дней), Шицзя цимэнь (时家奇门 цимэнь школы часов).

По методу построения раскладов подразделяется на: Хопань цимэнь дуньцзя (活盘奇门遁甲 цимэнь дуньцзя свободного диска, использующий метод последовательной расстановки по диску (排官法)) и Фэйпань цимэнь дуньцзя (飞盘
奇门遁甲 цимэнь дуньцзя летящего диска, который также называется Фэй гунфа (飞宫法 метод летящего дворца).

По области применения подразделяется на: Шули цимэнь (数理奇门 цимэнь вычислений) и Фашу цимэнь (法术奇门 магический цимэнь). Шули цимэнь в основном используется для прогнозирования. Фашу цимэнь объединяет в себе цимэнь и даосскую магию, и содержит много как непонятных вещей, так и явно ложных представлений.

Среди дошедших до нас письменных памятников, к направлению Шули цимэнь можно отнести «Песнь рыбака над туманными водами» («烟波钓息歌»). К Фашу цимэнь можно отнести произведение «Сокровенный канон дуньцзя изменений шести пещерных инь» («秘藏通玄变化六阴洞微遁甲真经»), которое также известно, как «Канон шести пещерных инь» («六阴洞徽真经»).

Из книги Чжан Чжичуня «Врата цимэнь дуньцзя»
Перевод с китайского Филин О.