Фэншуй рек и озер. Вода — основа процветания

Роль и значение воды в фэншуй

Значение воды в фэншуй не менее важно, чем значение гор, а в ряде случаев даже более важно. Это особенно справедливо в районах, где нет гор, но есть реки и озера. В таких местах вода будет иметь важнейшее значение для фэншуй.

Почему в старые времена придавали такое большое значение воде? В «Гуань-цзы. Вода и земля», («管子.水地») говорится: «Что говорится о воде? Она источник всего сущего, мать всего живого, источник добра и зла, красивого и безобразного, добродетельного и дурного, глупого и выдающегося». В тексте говорится, когда деревья и растения получают воду, они расцветают, когда птицы и звери получают воду, они набираются сил. Также особо выделяется, что когда объединяются самые сильные элементы воды, получается человек, и что девять отверстий тела человека и пять чувств образуются водой. В тексте также неоднократно подчеркивается, что телосложение, внешний вид, темперамент и моральные качества людей также определяются разным качеством воды.

В «Гуань-цзы. Вода и земля» говорится: «Почему это так? Речные потоки с гор Фуци стремительны и неукротимы, поэтому и живущие там люди жадные, грубые и бесстрашные. Воды Чу быстрые и прозрачные, поэтому люди там храбрые и дерзкие». В «Гуань-цзы. Вода и земля» утверждается, что вода определяет человеческую природу, и перечисляется влияние воды на человеческую природу в различных местах.

Вода играет важнейшую роль в жизни людей, что является одной из причин, почему она занимает в фэншуй такое значимое место. Как говорит пословица: «Горы отвечают за человека, воды отвечают за благосостояние». Причина этого не только в том, что сельское хозяйство занимало такое важное место в жизни людей прошлого, которое без воды было не мыслимым, и важности для воды для таких видов деятельности, как рыболовство, она необходима и для существования человеческого организма, и подходящей среды для его обитания. Еще более важным является то, что вода является источником жизни и источником благосостояния людей. Таким образом, мы имеем два источника: вода — источник жизни, и деньги — источник благополучной жизни человека. Без этих двух источников нормальная жизнь человека невозможна.

Вода также определяет здоровье людей, возможность коммуникации между ними, защищенность. В «Книге спокойного океана» («平洋全书») говорится: «Есть много людей, которые опираются на горы. Так же, чтобы использовать лодку, должна быть вода. Только тогда место будет хорошим и возможен успех». Практики фэншуй исследуют землю и воду и определяют их качества.

Учение фэншуй, уделяя столь пристальное внимание воде, делает акцент на ее прямую связь с шэньци (жизненная энергия). В старые времена считали что «вода следует за горами, и вода останавливается в границах гор», горы и воды неразделимы. В фэншуй горные хребты сравниваются с драконами, шэньци следует за их движением и наполняет их, выступая в роли нэйци (внутренняя ци), в то время как водный поток является вайци (внешней ци). На равнинах нет гор, есть только реки, поэтому говорится, что водные потоки выступают здесь в роли драконов, шэньци наполняет землю, но не видима, и перемещается вместе с водой. Наблюдение за водой — это наблюдение за ци, так же, как наблюдение за горами — это поиск драконов.

В предисловии к «Канону водных драконов» («水龙经») говорится: «Оказавшись на равнине, не ищите подъемов почвы под ногами, водный поток и будет здесь истинным драконом». Метод водных драконов рассматривает реку как дракона, русло реки — как тело дракона, изгибы реки — как изгибы его тела, и его вайци. В основное течение реки впадают меньшие по размеру притоки, таким образом дракон наполняется, вскармливается его нэйци. Учение о водных драконах играет очень важную роль для фэншуй человеческих жилищ в равнинной местности.

В соответствии с водяным драконом определяют место сюэ для постройки дома. У водного дракона должны быть ответвления и он не должен быть прямым. Главным является правильное соотношение между телом дракона и его притоками. У прямых драконов нет разветвлений и притоков, его ци не полна, и в семье в доме у такого дракона может не оказаться потомков. Если в водоем полноводен, можно построить янское жилище, ци будет собираться в таком месте. Организуя захоронение, нужно выбирать место, чтобы река обязательно изгибалась или разветвлялась.

Из-за вращения Земли и воздействия возникающей силы Кориолиса, излучины рек часто формируются обращенными на юг. Северный берег реки оказывается выпуклым, а южный вогнутым. Ил и песок, который несет река, накапливаются на северном берегу, а южный берег остается достаточно чистым. В старину именно место излучины реки, как правило, и выбирали для строительства домов. Если удавалось найти место, чтобы водный поток с трех сторон огибал поселение, это считалось очень хорошим местом. Об этом говорилось: «опоясанный драгоценный город» и «опоясывание водой».

Также, очень важная роль отводится вылету реки (水口). Вылет реки указывает на жилище, описанию поселений и захоронений с рекой перед ним в фэншуй уделяется много внимания. Согласно учению фэншуй, если дракон высокий, перед домом обязательно должна течь река, чтобы дракон не забирал у жилища ци. В не зависимости от того, в какую сторону течет водный поток, она подходит к месту, где живут люди, которое называется Небесные Врата (天门). Небесные Врата должны быть просторными, не закрытым препятствиями. Так как из-за особенностей земного рельефа вода всегда течет с возвышения на понижение рельефа, место вылета реки оказывается словно открытой площадкой. Как говорится в «Крыле канона погребения» («葬经翼»): «Имеющие вылет реки, с одной стороны всегда имеют воду».

Вылет реки должен располагаться между двух гор по его сторонам, или в месте поворота горного хребта, водный поток должен делать изгиб, чтобы не уносить с собой счастье. С обоих сторон от вылета реки должны быть горы, похожие формой на льва, слона, черепаху, змею, поднимающие друг за другом защищающие место возвышенности; внутри должна собираться ци, защищенная от ветра. Если учреждать столицу, усыпальницу правителя, должны быть сильные горы-ворота, через которые проходит речной поток, расположенные на краю места. Внутри этого места должна быть и группа холмов, где собирается ша реки. В «Крыле канона погребения» говорится: «Ворота заставы имеют десять запоров, во дворце будут жить император и князья». Такое место будет действительно бесценным.

Цзинь Чживэнь «Фэншуй жилых домов и торговых мест» (金志文 «住宅商铺风水学»)
Перевод с китайского Филин О.