«Изъяснение Плана Великого Предела» мастера Чжоу

Два Начала (两仪)

В «Сицычжуань» ( «易经.系辞传» «Комментарий привязанных слов», входит в «Десять крыльев» «Книги перемен») говорится: «В переменах есть Тайцзи, Тайцзи рождает два начала». Эти «два начала» — это инь и ян. Инь и ян взаимодействуют друг с другом, чтобы объединиться, чтобы произвести четыре образа, восемь триграмм. В соответствии с теорией происхождения и развития вселенной, чистая ци поднимается, чтобы стать ян, тяжелая ци опускается, чтобы стать инь; инь ци и ян ци объединяются, рождая все сущее между небом и землей. В 64 гексаграммах «И Цзин» («易经», «Книга Перемен») гексаграмма Цянь (乾) выражает свойства ян, а гексаграмма Кунь (坤) — свойства инь. Таким образом, можно сказать, что инь и ян являются родителями всего сущего.

Инь и Ян

Если вы хотите понять, как Уцзи (无极) рождает Тайцзи (太极), Тайцзи рождает Два Начала (两仪), Два Начала рождают Четыре Образа (四象) и Пять Стихий (五行), вам нужно исследовать Преждненебесную схему восьми триграмм (先天图) и «Изъяснение Плана Великого Предела» («太极图说») Чжоу Дуньи (周敦颐). В начале династии Северная Сун (960-1127 гг.), прославленный мастер даос Чэнь Цзи (道土陈技), чтобы объяснить принципы нэйдань и искусства эликсира, изобразил схему Уцзи в горах Хуашань. На этой схеме с помощью круга представлено Уцзи, «Чжоу И Цаньтунци» («周易参同契»), на плане обращения ци по малому кругу представлены Тайцзи, пять стихий. На этой схеме, в порядке очередности, представлены этапы внутренней алхимии и самосовершенствования. Позднее, Чжоу Дуньи, живший во времена династии Северная Сун, ставший основателем неоконфуцианства, составил свои комментарии к этой схеме, и так появилось «Изъяснение Плана Великого Предела» («太极图说»). В последствии, философ Чжу Си (朱熹) дал свои комментарии, и схема стала широко распространена.

Символ-схема Тайцзи показывает, что Уцзи рождает Тайцзи, Тайцзи включает в себя все сущее в мире, его природа неизменна и бесконечна, он предшествует появлению неба и земли. Тайцзи неизменен и вместе с тем включает в себя все изменения, в Тайцзи рождается двойственная сила инь-ян, эти движения соответствую триграммам Цянь и Кунь. Ян ци, мужская сила природы имеет свойство двигаться вверх, Инь ци, женский полюс, — стремиться вниз. В их взаимодействии рождаются Четыре Образа и Пять Стихий. Инь, Ян, Пять Стихий — взаимодействуют друг с другом. Мужской полюс на схеме располагается слева, а женский — справа. Таким образом, на этой схеме представлен по сути весь процесс формирования вселенной.

«Изъяснение Плана Великого Предела» мастера Чжоу

Работа «Изъяснение Плана Великого Предела» («太极图说») Чжоу Дуньи состоит всего из 149 иероглифов, но она оказала огромное влияние на последующие поколения и имеет огромное значение. В ней говорится:

«Уцзи и Тайцзи. Движение Тайцзи рождает Ян, движение достигает максимума и рождается покой, наступает покой и рождается Инь. Покой в своем максимуме рождает движение. Движение и покой порождают друг друга. Инь и Ян разделяются, это Два Начала. Инь и Ян взаимодействуют, и рождаются Вода, Огонь, Дерево, Металл, Почва. Пять стихий возникают, четыре сезона устанавливаются. В пяти стихиях также содержатся Инь и Ян, Инь и Ян — Тайцзи, корень Тайцзи в Уцзи. Пять стихий рождаются, у каждой своя природа. Узци изначально, две жизненные силы и пять стихий взаимодействуют. Путь Неба — это мужское, Путь Земли — это женское. Две силы взаимодействуют, появляется все сущее. Возникают мириады вещей и бесконечные перемены. Люди — наиболее выдающиеся из всех творений. Рождаются формы, жизненная сила наполняет их. Выделяются пять характеров человека, хорошее и плохое, и все свойства. Совершенный мудрец действует беспристрастно, руководствуясь гуманность и справедливостью, утверждая высший идеал добродетели. Таким образом, совершенный мудрец действует в соответствии с законами Неба и Земли, пребывая с ними в гармонии, жизнь человека пребывает в гармонии, четыре сезона упорядочены, духи и божества отвечают за хорошее и плохое. Благородные люди следуют этому, обретают счастье; низкие люди нарушают порядок, обретают беды. Поэтому говорится: «Путь Неба — это Инь и Ян. Путь Земли — это порядок и стойкость. Путь Человека — это гуманность и справедливость». И еще говорится: «Докапываться до начала и искать конец, свести дружбу с жизнью и смертью». Перемены велики и бесконечны».

Из слов Чжоу Дунь мы понимаем, что в основе любых изменений лежат инь и ян, а их взаимодействие рождает пять стихий: металл, дерево, воду, огонь и землю.

Первоначально, понятия инь и ян связывалась с солнцем и луной в небе. Во всем окружающем нас можно увидеть инь и ян. Например, небо — это ян, а земля — ​​инь; сторона, обращенная к солнцу, — это ян, а сторона, обращенная к солнцу, яркая; если верх — ян, нижний — инь; правая — ян, а левая — инь; движение — ян, покой — инь; снаружи для ян, внутри инь; тепло — ян, холод — инь; высокий — ян, низкий — инь; богатый — ян, бедный — инь; удача — это ян, зло — это инь, рождение — это ян, смерть — это инь и так далее. Более того, инь и ян противоположны и едины, они взаимозависимы, переходят друг в друга, сходятся и расходятся, уравновешиваются друг с другом.

«Иллюстрированная книга Трех требований к янским жилищам» («图解阳宅三要»)
Перевод с китайского Филин О.