Математическая модель И Сюэ

Г-н Ю Сисянь (于希贤), профессор и научный руководитель Пекинского университета, в своей работе «Древнекитайский фэншуй и выбор места для строительства» («中国古代风水与建筑选址»), говорит:

«Любая отрасль знания, позволяющая строить математические модели, — априори является научной. Искусство предсказания в полной мере отвечает этому условию».

Чтобы предсказывать различные явления и события в природе, обществе, находить ответы на различные вопросы относительно жизни человека люди прошлого разработали различные математические модели, опирающиеся на И Сюэ. Это такие модели, как: схема восьми триграмм Прежнего Неба (先天八卦), схема восьми триграмм Позднего Неба (后天八卦), схемы распределения 64 гексаграмм и распределения знаков десятиричного цикла по восьми триграммам, модедь Тайи (太乙), модель цимэнь (奇门), модель люжэнь (六壬), модель четырех опор (四柱), компасная модель каньюй (堪舆罗经) и другие. И практически во всех этих системах краеугольной является схема распределения триграмм Позднего Неба (что также называют «схемой практического применения восьми триграмм» (实用八卦图)).

Схема восьми триграмм Прежнего Неба (先天八卦) – это модель, отображающая процессы, происходящее в природе, в объективном внешнем мире. Это объемная динамическая модель. Она выглядит следующим образом:

Хэ Ту

В «В Чжоуи * Предание изъяснения триграмм» («周易 .说卦传») схема расположения триграмм Прежнего Неба описывается следующим образом:

«Небо и Земля занимают свои места, Горы и Низины наполняет ци, Гром и Ветер друг напротив друга, Вода и Огонь не соединяются, восемь триграмм собираются. Числа Прежнего упорядочены, знать и предвидеть будущее, поэтому «Перемены» позволяют предвидеть».

Также говорится:

«Гром – это приходить в движение, Ветер – это рассеивание и распространение; Дождь – наполнять влагой, увлажнять, Солнце – согревать; Гэнь (艮) – останавливаться и укреплять позиции, Дуй (兑) – вести разговор, объяснять, радоваться; Цянь (乾) – государь, управлять, Кунь (坤) – прятать, хранить».

Исследователи И Сюэ прошлых времен выдвигали различныя объяснения схеме расположения триграмм Прежнего Неба. Я понимаю ее следующим образом:

Первое. Эта схема носит название «Прежнее Небо» (先天). То есть это объективное природное явление уже существовало еще до появления людей. Поэтому я думаю, что это модель объективных законов природы и законов человеческого существования. По этой причине говорить, что когда последующие поколения изображали схему триграмм Прежнего Неба, то они помещали триграмму Цянь (乾) на юге, а триграмму Кунь (坤) на севере, — не корректно. Цянь (乾) – это небо, оно находится сверху; Кунь (坤) – это земля, она располагается снизу. Это то, что видит человек стоя на земле: сверху – небо, снизу – земля.

Второе. На востоке – триграмма Ли (离), «Огонь», а на западе триграмма Кань (坎), «Вода», и это действительно так. Ли (离) — это огонь, подобный Солнцу, а Кань (坎) — это вода, подобная Луне. Солнце восходит на востоке, а Луна восходит на западе. Солнце восходит и поднимается, а Луна заходит, опускается. Светлый день и темная ночь сменяют друг друга. Триграмма Дуй (兑) – это «дождь», «озеро», триграмма Гэнь (艮) – это «облако», «гора», триграмма Чжэнь (震) – это «гром», «сотрясение», триграмма Сюнь (巽) – это «ветер», «рассеивание». Эти символы отображают основные объекты и явления природы: горы, озера, облака, дождь, гром, ветер и так далее.

Третье. Рассмотрим порядок следования триграмм Прежнего Неба: Цянь (乾) – «1», Дуй (兑) – «2», Ли (离) – «3», Чжэнь (震) – «4», Сюнь (巽) – «5», Кань (坎) – «6», Гэнь (艮) – «7», Кунь (坤) – «8». Если мы соединим триграммы на схеме Прежнего Неба в этом порядке, то увидим, что мы получили изображения символа «∞», космической спирали движения энергии, которая отображает движение в природе.

В «Предание изъяснения триграмм» («说卦传») говорится:

«Числа прошлого были упорядоченными, знать, что переменится в будущем, это и есть путь исчисления «Перемен»

Я понимаю это так:

Кань (坎) – это Луна, темная ночь, прошлое. Сюнь (巽) «5», Кань (坎) «6», Гэнь (艮) «7», Кунь (坤) «8» — располагаются по часовой стрелке. Это называется: «уходящий порядок» (数往者顺). Чтобы понять события прошлого, нужно двигаться в этой последовательности.

Ли (离) – это Солнце, ясный день, будущее. Восход солнца предвещает наступление нового дня. Цянь (乾) «1», Дуй (兑) «2», Ли (离) «3», Чжэнь (震) «4» — располагаются против часовой стрелки. Это называется: «знать перемены будущего» (知来者逆). Чтобы предвидеть события будущего, нужно двигаться против часовой стрелки. И Сюэ – это наука прогнозирования будущего, поэтому следует использовать этот порядок движения против часовой стрелки.

Правая сторона символа «∞» представляет прошлое, а левая сторона – будущее. Как только тьма уходит, ей на смену сразу же приходит свет, об этом говорится:

«Следовать небесному порядку вещей, совершенный человек неустанно совершенствуется»

И Сюэ побуждает человека проникать в прошлое и постигать будущее.

Четвертое. В расположении триграмм Прежнего Неба сумма чисел противостоящих в схеме триграмм всегда равна «9»: 1+8=9,2+7=9,3+6=9,4+5=9. «9» — это старший ян (老阳), это самое большое среди нечетных (янских) чисел. Небо – это ян, земля – это инь, «Небо» — отображает естественный природный порядок вещей.

Схема расположения триграмм Позднего Неба (后天八卦图), в которой «Земля» располагается на севере – отображает землю, естественную среду обитания китайского народа, с центром в районе бассейна реки Хуанхэ.

В схеме Позднего Неба сумма чисел двух противоположных триграмм будет равна «10», что является числом «земли», места, где живут люди.

Говорят, что схема расположения триграмм Прежнего Неба была изобретена Фу И (伏義), поэтому ее также называют схемой расположения триграмм Прежнего Неба Фу И (伏義先天八卦图). По легенде, схему расположения триграмм Позднего Неба изобрел Чжоу Вэньван (周文王), поэтому ее также называют схемой расположения триграмм Позднего Неба Вэнь Вана (文王后天八卦图).

Схема расположения триграмм Позднего Неба Вэнь Вана основывается на расположении 9 дворцов Ло Шу и отображает местоположение проживания китайского народа в северном полушарии, в бассейне реки Хуанхэ. Она выглядит следующим образом:

Ло Шу

В «Чжоуи * Придание изъяснения триграмм» («周易 .说卦传») имеется ее подробное объяснение.

Эта математическая модель отображает объективные факторы и условия в которых проживает китайский народ (астрономические расстановки, географические условия, положение в пространстве и времени).

Первое. Чжоу Вэньван жил в районе Сианя. Присущее этому району географическое расположение, особенности климата этой области, располагающейся к северу от Хуанхэ – можно увидеть в схеме Позднего Неба.

Север. Холод связан с севером, от также символизируется водой – поэтому на севере в этой схеме размещается триграмма Кань (坎). Север еще ассоциируется и с самым холодным месяцем года, с 11-м лунным месяцем (子月). На этот же месяц приходится и самая холодная и темная ночь.

Северо-восток. Географически здесь располагается Шаньсийское плато (东北方是山西高原) и горы Тайханшань (太行山). Горы символизируют стабильность и устойчивость, остановку, цифру «5». Поэтому здесь располагается триграмма Гэнь (艮), связанная со стихией Почвы. Это 12-й месяц лунного календаря (丑月) и первый месяц нового года (寅月). Время самой глубокой ночи Чоу (丑 с 3.00 до 5.00) соприкасается с первым часом дня Инь (寅 3 до 5 утра).

Восток. Первый весенний гром приходит с востока. Вместе с приходом весны начинают расти травы и деревья. Поэтому, это направляние свзывается с символом грома, триграммой Чжэнь (震). По Пяти движениям – это Дерево. 2-й месяц лунного календаря, Мао (卯月). Час Мао (卯 с 5 до 7 утра).

Юго-восток. Кончается весна и приближается лето, в это время ветер дует с юго-востока, пышно расцветают травы и деревья. Летают камышевки и танцуют ласточки. Это ветер, движение Дерево, триграмма Сюнь (巽). Третий месяц лунного календаря, Чэнь (辰月) и четвертый месяц лунного календаря, Сы (巳月), также это час Чэнь (с 7 до 9) и час сы (с 9 до 11).

Юг. На юге жаркий климат, летом в небе палящее солнце. Поэтому это движение Огня, Великий Ян (太阳). Поэтому юг – это дом триграммы Ли (离). Это пятый месяц лунного календаря, У (午月); час У (с 11 до 13).

Юго-запад. На юго-западе Китая расположена Сычуаньская котловина (四川盆地), на которой осенью собирают урожай, поэтому она символизируется Почвой. Здесь располагается триграмма Кунь (坤). Шестой месяц лунного календаря, Вэй (未月) и 7-й месяц лунного календаря, Шэнь (申月); час Вэй (с 13 до 15) и час Шэнь (с 15 до 17).

Запад. На западе Китая располагается область озера Цинхай (青海湖), с запада приходят дожди, а осенью здесь собирают урожай. Время сбора урожая – время радости для крестьян. Поэтому эта область символизируется озером, дождем, радостью. Это триграмма Дуй (兑). 8-й месяц лунного календаря, Ю (酉月); час Ю (с 17 до 19).

Северо-запад. На северо-западе Китая много руд и полезных ископаемых. Когда начинает дуть северо-западный ветер, он часто приносит с собой холодную погоду. Поэтому это направление символизируется Небом, движение Металла, триграмма Цянь (乾). 9-й месяц лунного календаря, Сюй (戌月) и 10-й месяц лунного календаря, Хай (亥月); час Сюй (с 19 до 21) и час Хай (с 21 до 23).

Таким образом, схема расположения триграмм Позднего Неба отображает единство времени и пространства, в котором жили наши предки.

Второе. Эта образно-математическая модель также демонстрирует процесс падения и роста инь и ян, их смену, переход одного в другое. В зимнее солнцестояние рождается ян. Начиная с Кань (坎) и двигаясь по часовой стрелке ян ци проходит через дома Гэнь (艮), Чжэнь (震), Сюнь (巽) и достигает Ли (离), набирая в нем максимальную силу. Потом янская энергия наичнает слабеть, а энергия инь нарастать.

В точке летнего солнцестояния рождается рождается энергия инь. Она проходит через дома триграмм Кунь (坤), Дуй (兑), Цянь (乾) и достигает Кань (坎), где ее сила максимальна. И цикл повторяется заново.

Третье. Схема расположения триграмм Позднего Неба представляет собой математическую модель вещей и явлений мира достаточно высокого уровня. В «Чжоуи * Предание изъяснения триграмм» («周易 .说卦传») говорится:

«Небо один, Земля два,
Небо три, Земля четыре,
Небо пять, Земля шесть,
Небо семь, Земля 8,
Небо девять, Земля 10.

Чисел Неба – 5, чисел Земли – 5, 5 и 5 соединяются в гармонии друг с другом. Числа Неба дают 25, числа земли дают 30 »

Таким образом говорится, что нечетные числа – это ян, это числа Неба, а четный числа – это инь, числа Земли.

В схема расположения триграмм Позднего Неба сумма чисел триграмм, располагающихся друг против друга, всегда равна «10». 1+9=
10,2+8=10,3+7=10,4+6=10,- поэтому эта сумма символизирует Землю.

Чмсло «5» в центральном дворце символизирует пять движений: дерево, огонь, почву, металл, воду. Числа ян (числа Неба), числа инь (числа Земли) и пять движений образуют гармоничную и сбалансированную модель окружающего мира.

С математической точки зрения любое направление на схеме расположения триграмм Позднего Неба (по прямой, горизонтально или по диагонали) равнозначно другому, а сумма цифр триграмм в любом из направлений равна «15»: восток 8+3+4=15, юг 4+9+2=15, запад 2+7+6=15, север 6+1+8=15, северо-восток-центр-юго-запад 8+5+2=15, юго-запад-центр-северо-восток 4+5+6=15, юг-центр-север 9+5+1=15, восток-центр-запад 3+5+7=15.

В этой гармонической и сбалансированной модели окружающего мира инь ян находятся в состояниях противостояния, соединения, пересечения и слияния. 1, 3, 7, 9 – числа ян, 4, 6, 8 – числа инь, 5 – занимает центр схемы.

В зимнее солнцестояние рождается ян, поэтому этот момент обозначается «1», ян ци начинает свое движение, потом достигает весеннего равноденствия и увеличивается до «3», достигает максимума в точке летнего солнцестояния – это самое большое янское число «9» (это старый ян или предел мужского числа), движется дальше и достигает осеннего равноденствия, здесь его сила уже уменьшается и это число «7».

Если мы соединим числа 1, 3, 5, 7 и 9 – то получим линию, напоминающую перевернутую букву «S», это линия Тайцзи.

После летнего солнцестояния инь ци начинает расти, поэтому в начале осени – это «2», в начале зимы – это «6», в зимнем солнцестоянии инь ци достигает своего максимума – «8», достигая начала лета инь ци уже уменьшается – это «4».

Если мы соединим числа 2, 4, 5, 6 и 8 — то получим линию, напоминающую букву «S», это линия Тайцзи.

Таким образом, мы видим, что точка пересечению двух полученных S-кривых – это средний дворец, где обитает «5». Пять движений – обладают обоими аспектами (инь и ян). Именно в соответствии с этим законом единства противоположностей они движутся, существуют, взаимно обогащают друг друга.

Четвертое. Схема расположения триграмм Позднего Неба воспроизводит и модель семьи, как основной ячейки общества.

Триграмма Цянь (乾) – это отец, старший мужчина в семье; триграмма Кань (坎) – второй сын, триграмма Гэнь (艮) – младший сын, триграмма Чжэнь (震) – старший сын. Эти триграммы отображают мужчин разного возраста в семье и в обществе.

Триграмма Кунь (坤) – это мать, старшая женщина в семье, триграмма Сюнь (巽) – старшая дочь, триграмма Ли (离) – средняя дочь, триграмма Дуй (兑) – младшая дочь.Эти триграммы символизируют женщин разного возраста в семье и в обществе.

Можно сказать, что этот порядок показывает людей в естественных условиях проживания, во времени и в пространстве. Устанавливается модель Небо – Земля – Человек.

Пятое. Если мы соединим все триграммы в схеме в порядке возрастания цифр (坎 1- 坤 2 — 震3 — 巽四 – центр 5 — 乾6 — 兑7 — 艮8 — 离9) – получим математическую кривую, которую Энштейн потом назовет кинематической кривой, а древние китайцы – шагом движения по дворцам.

Шаг Юя

Ряд исследователей И Сюэ полагают, что эта кривая отображает принцип движения информации, и ее можно назвать «информационной кривой». Информация движется во времени-пространстве по девяти дворцам, изменяясь в девять шагов.

Математическая модель И Сюэ используется для моделирования законов природы, общества и жизни, а также для прогнозирования. В «Чжоуи * Предание изъяснения триграмм» («周易 .说卦传») говорится:

«Восемь триграмм пересекаются, приводить числа в порядок, поэтому «Перемены» могут предвидеть судьбу»

Числа в схеме расположения триграмм Позднего Неба также отвечают этому принципу.

Чтобы узнать о делах прошлого, следует использовать метод вычитания. Цянь (乾) 6 – Чжун (中) 5 = 1 Кань (坎), Гэнь (艮) 8 – Чжун (中) 5 = 3 Чжэнь (震), Ли (离) 9 – Чжун (中) 5 = 4 Сюнь (巽), Дуй (兑) 7 – Чжун (中) 5 = 2 Кунь (坤). Мы получаем движение по часовой стрелке, что и означает фраза «приводить числа в порядок».

Что касается предсказания будущего, следует использовать метод сложения. Кань (坎) 1 + Цянь (乾) = Дуй (兑) 7, Дуй (兑) 7 + Кунь (坤) = Ли (离) 9, Ли (离) 9 + Сюнь (巽) 4 = 13 (в данной модели используются числа в пределах десяти), в 13 отбрасываем 10 и остается Чжэнь (震) 3, Чжэнь (震) 3 + Гэнь (艮) 8 = 11, отбрасываем 10 и остается Кань (坎) 1. Получаем движение против часовой стрелки. Движения инь и ян разнонаправленные и пересекающиеся, взаимно порождающие друг друга. Это называется «предвидеть судьбу».

Математическая модель И Сюэ в основном используется для прогнозирования будущих событий.

Из книги Чжан Чжичуня «Врата цимэнь дуньцзя»
Перевод с китайского Филин О.