Оценка фэншуй иностранными учёными

Относительно подходов к исследованию китайского фэншуй, то здесь есть отличия, что объясняется видением самих исследователей, каждый из которых сосредотачивает свое внимание на каком-то основном аспекте учения. Ниже приводим выдержки из оценки фэншуй различными отечественными и зарубежными исследователями.

Зарубежные исследователи фэншуй, в зависимости от своей специализации, сделали ряд важных выводов, некоторые из которых мы приведем.

Китайский фэншуй это: Учение о географии, метеорологии, экологии, планировке и архитектуре (Гао Цзыго (搞自郭) и др., работа «Дороги китайского народа» («中国人街»), издана в Японии, в 1955 году).

Китайский фэншуй это: Теоретическая смистема, которая основывается на понятиях: «упорядочивание» (理), «числа» (数), «ци» (气), «форма» (形). Эта система следует следующим принципам:

(1) Законы природы
(2) Числовые пропорции природы
(3) Дыхание природы
(4) Формы и очертания природы

1) Все сущее находится между небом и землей и связано между собой определенными связями и взаимодействиями. В результате длительных наблюдений, древние китайцы выделили солнце, луну, 28 созвездий, пять стихий (огонь, землю, металл, воду, дерево), сезоны и циклы; определили связи между ними и отметили их влияние на различные события, происходящие на земле. В соответствии с концепцией, по которой законы неба отражаются на земле, люди искали понимание природы и окружающего мира. В период династии Сун (960-1279 гг.), Чжу Си окончательно оформил целостную философскую систему, по которой все в мире существует согласно определенному порядку, в соответствии со строгими законами, которые не зависят от желаний человека. Все в мире началось с первозданного хаоса (混沌), из которого возникли инь и ян, небо и земля, и вся тьма вещей и явлений.

2) Существование и влияние небесных светил, изменения времени и пространства, их гармоничное сосуществование. Все это возможно потому, что они находятся в правильных положениях, относительно масс и траекторий движения, а их взаимодействие следует закону сохранения равновесия. Все это отражается в «числах» (数). Все проявленное на земле также находится в равновесии и их баланс описывается числами. Инь и ян находятся в постоянном взаимодействии, что также можно описать с помощью чисел.

3) Следуя «направлению» (理), «числа» занимают равновесную позицию. Возникающие движения и формирование вещей, их взаимовлияние вызываются энергией, которая называется «ци» (气).

4) «Направление», «число» и «ци» — вещи, не видные обычным взглядом. Все вещи на земле имеют свой форму (形象), которую можно описать «направлением», «числом» и «ци». Все вещи и явления между небом и землей можно описать относительно других вещей, определив таким образом их «форму», и понять их «ци», относительно их «направления» и «чисел». Разрушение баланса приведет к действию разрушительной ци. (отрывок из книги Emest J. Eitel «Фэншуй — древнекитайская наука о ландшафте», 1883 г.).

Так называемый каньюй (堪舆) (старое название фэншуй) является древней наукой нашей страны, которая использовалась людьми и в быту и для организации похорон. Она основана на доскональном изучении земного рельефа и окружающего мира, и базируется на фундаменте даосизма, чем объясняется целый ряд загадочных и туманных мест в этом искусстве (цитата из работ Фуданьского университета, Шанхай, 1995 г.).

Фэншуй — это одно из направлений, которое занимается вопросами правильной расстановки предметов и объектов, от строительства зданий до предметов интерьера в квартире, чтобы они соответствовали движению ци. Фэншуй помогает людям использовать природную силу земли, и баланс инь и ян для получения благоприятной энергии, тем самым способствуя здоровью и улучшая качество жизни. Искусство фэншуй известно по всему миру и является крупным явлением традиционной китайской культуры. Теория фэншуй лежит в основе китайской архитектуры (Гао Цзы (Сингапур), из книги «Искусство фэншуй» («风水术»)).

Фэншуй — это система оценки ландшафта для поиска благоприятных мест для зданий, это искусство определения местоположения и планировки в древнем Китае. Эта уникальная китайская система выбора мест хотя и имеет научные основы, но и содержит элементы суеверий (из «Исследование фэншуй в Корее — культура и природа» Инь Хунцзи).

Кроме того, известный британский исследователь китайской цивилизации Джозеф Нидэм, также давал высокую оценку древнему китайскому искусству фэншуй, называя его настоящей наукой, ландшафтной архитектурой старого Китая. Он говорил, что доктрина фэншуй «безусловно содержит в себе и эстетику, как обязательный элемент».

Наставник Вэй «Учение фэншуй» (卫老师 «中国风水»)
Перевод с китайского Филин О.