Изучать цимень дуньцзя возможно

Цимэнь дуньцзя обладает многими высокими эпитетами, такими как: «Князь китайских магических искусств», «Императорское искусство». Это цельное, традиционное китайское предсказательное искусство. Цимэнь дуньцзя объединяет в себе «искусство Чжоу И, астрономию, законы циклов природы и календарь, учения о инь-ян и у син», систему образов, исчисления в единую пространственно-временную модель. Это учение отличается достаточной полнотой и законченностью, достаточной сложностью и многогранностью. Цимэнь дуньцзя сочетает в себе законы небесных и земных циклов, человеческое и божественное (это определенные энергии), объединяет это все со временем и пространством, ставит это в соответствие с циклами роста и убывания инь и ян, в соответствии с учением о порождении и преодолении пяти первоэлементов, учитывает как это все проявляется в соответствии с циклом 24 сезонов. Цимэнь дуньцзя дает нам всеобъемлющее описание окружающего нас мира, происходящих в нем изменений и превращений в виде точной расчетной описательной модели. Цимэнь дуньцзя помогает не только в прогнозировании, но и позволяет предпринимать правильные решения, чтобы достигнуть счастья и избегать бед.

Однако, в силу консервативных взглядов на обучение и стремление сохранить все в тайне, а также большого количества суеверий в прошлом, — искусство цимэнь дуньцзя было сильно мистифицировано (зачастую умышленно). Так например в древних книгах, посвященных этому искусству и дошедших до наших дней – нет ни одного конкретного разбора практики применения цимэнь дуньцзя. И сегодня это учение находится практически на грани исчезновения. Все это отпугивает от цимэнь изучающих искусство Перемен. Даже если эти энтузиасты уже освоили гексаграммы Ицзина, изучили четыре опоры, упорно осваивали древние науки в течении уже ряда лет, — они не решаются войти во врата цимэнь дуньцзя.

1. Действительно, будет справедливым сказать, что изучать цимэнь дуньцзя сложно. Основные трудности заключаются в следующих четырех аспектах:

(1) Трудно полностью постигнуть.

Цимэнь дуньцзя рассматривает внутри года 24 сезона, внутри каждого сезона рассматриваются периоды его начала, середины и конца, для каждого такого периода есть свои правила и особенности использования, особые правила для периодов, выпадающих на равноденствие или солнцестояние. Есть сложные вопросы, касающиеся рассмотрения влияния духов. Предки достаточно сильно расходились в рассмотрении этих вопросов. Например, одни выступали за добавление вставных временных поправок в календарь, другие – выступали против этого метода и т.п. Более того, в старину еще такие вопросы часто мистифицировали, говоря например, что «Вставной месяц удивителен и содержит великий секрет, но небожители хранят это в тайне». В результате всего этого, в наши дни изучающие часто не понимают, когда какие элементы расклада можно использовать и вынуждены просто применять таблицы и календари составленные несколькими «корифеями цимэнь» и без этого трудно продвигаться в изучении дальше.

(2) Трудно начать применять

Базовый уровень изучения – самый сложный в цимень дуньцзя. Господин Лю Гуанбинь (刘广斌), автор «Прогностической науки цимэнь» («奇门预测学») говорил: «Вам понадобиться не менее пяти лет изучения, чтобы начать применять цимэнь». Таким образом, эту трудность признают все. И в вопросе начала изучения цимэнь дуньцзя мы сталкивался еще и с двумя основными проблемами:

1. Существует большое множество школ и направлений цимэнь дуньцзя.

С точки зрения рассмотрения вопросов времени, можно выделить такие направления цимэнь, как: нянь цзя цимэнь (年家奇门 цимэнь годовых циклов), юэ цзя цимэнь (月家奇门 цимэнь месяных циклов), жи цзя цимэнь (日家奇门 цимэнь дневных циклов), ши цзя цимэнь (时家奇门 цимэнь часовых циклов). И все эти методы различаются.

Что касается применяемых подходов, построений и их толкований, то здесь можно выделить: хопань цимэнь дуньцзя (活盘奇门遁甲 цимэнь дуньцзя подвижного кольца), фэйпань цимэнь дуньцзя (飞盘奇门遁甲 цимэнь дуньцзя летящего кольца) <также называется 飞宫法 «метод летящего дворца»>. Также есть направления цимэнь, в которых сочетаются оба метода распределения знаков (и полетом, и вращением). Есть системы где рассматриваются восемь духов, есть – где девять духов; в некоторых системах на земной тарелке располагаются восемь духов, в некоторых – девять; есть где на небесном кольце восемь духов, а в некоторых – тоже девять; в некоторых системах Кунь (坤) живет в пятом дворце, а в некоторых – во втором дворце; некоторые помещают Гэнь (艮) в восьмой дворец, и есть даже те, где рассматриваются только четыре дворца. Короче говоря, используемые методы и подходы очень различаются между собой.

2. Часто вы не можете найти ответа на вопрос, как начать это все применять на практике. Либо люди, которые пишут книги по цимэнь сами не знают, как это делать, либо не хотят это делать, чтобы «сохранить тайное знание». И в итоге, у вас кружится голова от всего этого объема и различия информации, вы впадаете в ступор и очень трудно из него выйти и двигаться дальше.

(3) Сложно использовать гуа

Затратив столько сил, как у «девяти быков и двух тигров» (прим. – нечеловеческие усилия), овладев построением расклада цимэнь, вы лишь научитесь читать в нем символы и образы, которые очень изменчивы и могут трактоваться по разному, как например: «Собака кусает ежа». И совершенно не ясно, что с этим делать.

Несколько лет назад издательство Юго-восточного университета (东南大学出版社) опубликовало монументальный труд «Большая энциклопедия применнения И Цзин» («易经应用大百科»). Один из составителей этой работы откровенно писал: «Когда я научился делать расклады, я несколько лет топтался на месте и не понимал, как двигаться дальше, я не понимал, как использовать гуа».

Здесь перед изучающими цимэнь встают две основных проблемы:

Во-первых, до нас практически не дошла система обучения древнему цимэню, с внятным и последовательным описанием методов и этапов, что, как и зачем нужно делать, шаг за шагом.

Во-вторых, в древних текстах по цимэнь дуньцзя нет описаний конретных практических примеров, как нет их и в современных книгах по этой науке.

Единственная книга, в которой описываются такие примеры, это «Прогностическая науки цимэнь» («奇门预测学»), — но и там опускается часть разъяснений гуа, оставляя читателя в замешательстве.

(4) Сложно определить время сбывания прогноза

Цимэнь дуньцзя представляет собой достаточно полную и строгую математическую модель пространства и времени, и мудрый человек может строить прогнозы, сбывающиеся через несколько лет, или через несколько месяцев, дней и даже через несколько минут. Однако, системности и полноты в вопросе времени сбывания прогнозов нет. В старых текстах также нет примеров, на которые можно было бы опереться в этом вопросе. Поэтому изучающиеся сегодня цимэнь чувствуют себя еще в большей растерянности и не знают, как определить время отклика.

Чтобы изучить и сохранить уникальное искусство цимэнь дуньцзя, как сплав точной теории и работающей практики, после работы и редактирования «Большой энциклопедии применения И Цзин» («易经应用大百科») и «Прогностической науки цимэнь» («奇门预测学»), я искал старые тексты по цимэнь, общался с учеными людьми, выходил в народ и встречался с наследниками старых мастеров цимэнь дуньцзя. Я провел множество исследований и проверок и, как мне кажется, сумел найти ответы на многие загадки цимэнь.

2. И теперь я могу уверенно посоветовать: выберите единые и четкие стандарты исчислений, одну систему. Преодолейте четыре основных проблемы:

(1) Придерживайтесь трех основных принципов:

(а) Упрощайте сложное (б) Убирайте ложное и сохраняйте истинное (в) Следуйте единым нормам и принципам

(2) Достигайте трех целей:

(а) Ясное мышление и точные цели (б) Четкие правила и методы (в) Изучив – сразу суметь применить

(3) Следуйте одному методу и школе

В своем подходе к цимэнь дуньцзя я опираюсь на четко определенный порядок вещей и законы природы, неукоснительно следуя свойствам 24 солнечных сезонов (в каждом периоде при применении цимэнь используется присущая этому сезону ци и ее свойства), избегая использования не присущих этому сезону влияний и духов, не используя применение вставных месяцев Это соответствует принципу: «Человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует Дао, Дао следует Истинному (自然)». Это закон единства Неба и Человека (天人合一规律). Когда человек постоянно следует установленному закону и методу, он достигает своих целей. Человеку также незачем постоянно проверять временные поправки в календаре-справочнике по цимэнь. Также, было доказано, что точность рассчетов в системе, не использующей вставные месяцы, — выше.

Что касается направления цимэнь дуньцзя, я практикую цимэнь семьи Ши и метод распределенных дворцов (时家奇门和排宫法). В этой системе не требуется использование компаса шипань (式盘), вы можете сразу построить расклад на бумаге или посмотреть его на руке; пятый дворец всегда находится в середине, а Кунь – это второй дворец; на небесном кольце располагаются восемь духов. После усердной практике, строить расклад и применять его – очень быстро, а точность этого метода очень высока.

Этот текст входил в предисловие автора к книге «Предсказание судьбы цимэнь дуньцзя» («奇门遁甲之缘份»).

«Предсказание судьбы цимэнь дуньцзя» («奇门遁甲之缘份»)

Чжан Чжичунь (张志春)

Перевод с китайского Филин О.