«Название» описывает деревню. Название деревни описывает ее местоположение по фэншуй
В силу географического расположения Китая, горы и возвышенности занимают немалую часть страны: горы составляют около 33%, а холмы — около 10%. Поэтому большое количество деревень расположено в горных районах.
Местоположение этих деревень вовсе не случайно и является результатом тысячелетней живой культуры фэншуй. Пригодность природной среды является важным фактором при выборе участка для деревни. Учитываются такие факторы как растительность, почва, геология, гидрология, подъездные пути и т. д. Поэтому далеко не каждое место в горной местности подходит для основания поселения. Опишем основные типы деревень. Особенности окружающей среды вошли составной частью в их названия.
«Пин» 坪 (пер. – ровная местность, равнина, плато)
Как правило, «пин» обозначает ровную площадку место с крутыми боковыми склонами. Считается, что этот тип местности имеет хороший фэншуй из-за его ровности и примыкания к склону возвышенности. В фэншуй говорится, что если сзади располагается гора, а спереди открывается широкое, ровное пространство, — такое место очень хорошо для жизни. Стабильная опора сзади и открывающееся пространство спереди – способствует поглощению положительной энергии. Поэтому, многие деревни строились именно в таких местах.
Кроме того, описание такого типа местности, входящее в название деревни, также привносит спокойный и устойчивый смысл, что соответствует гармоничному и стабильному жизненному мироощущению, которого придерживаются китайцы. В фэншуй также считается, что «пин» приносит славу и богатству, что полезно для жизни жителей деревни и развития общества.
Некоторые деревни даже просто включили иероглиф «坪» в свое название (без привязки к реальному географическому окружению), надеясь использовать значение этой местности по фэншуй, чтобы принести жителям деревни удачу и благополучие. Например, поселение Чайцзяпин (拆家坪) в округе Яньань (Шэньси), Сяпин (下坪) в Куньшане (Цзянсу), Чжунпинвэй (中坪尾) и др.
«Ба» 坝 (пер. – плотина, дамба; равнина в горах)
«Ба»: Этим иероглифом обычно обозначается плотина или ровное плато в горах. В таких типах ландшафта также располагается много деревень. В теории фэншуй поток воды, огибающей поселение, рассматривается как «жила дракона» для деревни. Для равнинных территорий вода играют роль гор и жил дракона в горной местности. Если в окружающей село местности имеются те или иные дефекты, например «неудачные» факторы, их можно устранить искусственными методами, такими как отрытие прудов, строительство насыпей и дамб, посадка лесов, строительство мостов, строительство павильонов. Этот подход направлен на улучшение фэншуй деревни путем корректировки природной среды для достижения благоприятных и гармоничных влияний.
Название поселения Чжуцзяба (朱家坝) соответствует его природному расположению. Первоначально, эта деревня носила название Цзиньцзи (津济村). Из-за плохого фэншуй в ней было много немощных и больных людей. Мастер фэншуй предложил улучшить фэншуй деревни, перегородив участок реки к западу от деревни плотиной, чтобы поток воды подходил к деревне и огибал ее. После того, как это предложение было принято, фэншуй деревни улучшился, и ее жители стали процветать, а название деревни сменилось на «Чжуцзяба».
«Ван» 湾 (пер. — излучина, извилина; залив)
В название некоторых деревень входит иероглиф 湾, так как они располагаются в месте, где изгибается вода, например, на берегу реки или озера.
Планировка и архитектурный стиль поселка отражают идею гармонии человека и природы, стремление к гармонии с окружающей средой. Например, общая планировка деревни Даюван (大余湾) хорошо отражает эту идею.
«Гоу» 沟 (пер. – канава, ров, канал, лощина с ручьем)
Долина с руслом реки в горах, в таких местах также часто селились люди.
В фэншуй, термин «Гоу» всегда имеет отношение к воде. В фэншуй вода является одним из ключевых элементов, влияющих на движение ци. Большие реки и горные реки рассматриваются как «жилы дракона», а маленькие речки можно рассматривать как ответвления этих жил дракона. Во времена династии Юань, из-за разлива {уанхэ и строительства каналов, образовалось много таких «Гоу» в которых позднее были построены деревни. Примером таких деревень являются поселения: Чангоу (长沟), Баймагоу (白马沟) и др.
«По» 坡 (пер. – склон, откос)
Под термином «По» обычно понимают местность, рельеф которой имеет уклон от высокого к низкому. В фэншуй такая местность считается благоприятной, так как приносит положительный поток воздуха и энергии, что благотворно влияет на удачу и здоровье жителей. Эти свойства нашли отражение в названии таких деревень, как Дадипо (大地坡), Яньупо (岩屋坡) и др.
«Тан» 塘 (пер. – плотина, дамба; искусственный пруд, водоем)
Обычно словом «Тан» называют небольшой водоем или пруд перед домом. Этот иероглиф входит в названия многих сельских населенных пунктов, отражая особенности их природной среды, одной из наиболее характерных достопримечательностей которых являются пруды. Эти водные объекты не только влияют и поддерживают выживание деревень, но также вызывают у людей надежду на хорошую погоду и гарантированный урожай во время засух и наводнений.
«Лин» 岭 (пер. – горный хребет, горная цепь; перевал, дорога через горы)
Иероглиф «Лин» входит в названия многих деревень, так как они расположены в горной местности или рядом с горами.
«Янь» 岩 (пер. – скала, утес, обрыв; расщелина в скалах, пещера, грот)
Ровная местность у подножия высокой и крутой горы. Многие деревни, расположенные в таких местах, включают в свое название иероглиф «Янь». Эти деревни часто расположены на неровных, скалистых участках и считаются обладающими особыми ценностями фэншуй из-за своих уникальных геологических особенностей и природной среды. Например, деревня Яньчжай (岩寨) располагается на западной стороне реки Линьхэ. С трех сторон она окружена горами, а с юго-востока ее огибает река Линьхэ. Сама местность повышается на севере и понижается на юге. Такое удачное расположение еще называют: «Фэншуй горы» (风水山).
«Я» 垭 (пер. – седловина горы, теснина между горами)
Горные перевалы, теснены среди гор – здесь располагается достаточно мало деревень. В соответствии с таким расположением, этот иероглиф входит в название таких деревень, как: Хуан Цзюэ Я (黄桷垭) и Лянфэн Я (凉风垭).
Считается, что если дом обращен к «Я», это может указывать на непростое будущее или плохой бизнес. Поэтому считается невыгодным выбирать ориентацию ворот лицом к «Я». Напротив, при выборе кладбища обычно рекомендуется, чтобы оно смотрело в сторону зеленых холмов, что указывает на счастье семьи.
«Ао» 坳 (пер. – впадина, лощина, балка)
Обычно под этим термином понимается долина между двумя горами или место у подножия горы или холма. Также, словом «Ао» называется проход через горы или горная тропа, по которой ходят люди, что делает «Ао» естественной границей между административными районами.
Этот тип местности в большом количестве встречается в топонимах в Гуандуне, Гуанси, Хунани и Фуцзянь, что означает «склоны холмов и горные тропы». Выбор деревень, построенных в «Ао», может быть основан на соображениях фэншуй, так как такая местность может собрать праведность и обеспечить хорошую основу для будущего, приносит жителям удачу.
«У» 坞 (пер. – насыпь; деревня, селение; впадина, небольшая долина)
Иероглифом «У» часто обозначают углубленное место среди возвышенностей. Такое место считается фэншуй хорошим для жизни. Например, деревня Да У (大坞) располагается на склоне горы, с вершиной сзади и рекой спереди. Расположение «вода спереди и гора сзади» считается геомантическим сокровищем, символизирующим богатство, счастье и удачу.
Фэншуй этих деревенских топонимов – это свидетельство не только глубокого понимания окружающей среды нашими предками, но и выражение прекрасного видения гармоничного сосуществования среды обитания человека и природы. Благодаря этим именам мы можем получить представление о том значении, которое древние люди придавали среде своего обитания, и о своем стремлении к лучшей жизни.
Перевод с китайского Филин О.