Базовые понятия фэншуй
Кань Юй (堪舆)
Каньюй, также известное под названиями фэншуй, искусство сянчжай («искусство устройства жилищ»), — это искусство выбора места под строительства дома на основании определения жил земли, по которым текут энергетические потоки, распознавания движения ветра и влияния текущих водных потоков. Термин «фэншуй» (风水) впервые встречается в тексте древней «Книги захоронений» («葬书»). В традиционном искусстве геомантии считается, что хороший или плохой фэншуй места непосредственным образом влияет на хорошее и плохое в жизни живущих в этом месте людей. Основной смысл и прикладное значение состоит в том, чтобы научить человека выбирать хорошее место для постройки дома (янское жилище – 阳宅) или организации захоронения (иньское жилище – 阴宅). В выборе подходящего места также учитываются такие факторы, как направления, внешняя и внутренняя планировка, материалы и принципы строительства, выбор благоприятного для постройки дня и др.
Ян Чжай (阳宅)
Понятие «янчжай» (янское жилище) относится к дому, в котором живут люди. Человек и его дом зависят друг от друга. Фэншуй янчжай непосредственно связан с физическим и психическим здоровьем человека, живущего в этом доме. Хороший или плохой фэншуй янского жилища зависит от трех основных факторов:
1. Влияние окружающей среды, например, влияние гор, расположение водных потоков, влияние окружающего рельефа местности.
2. Внутренняя планировка дома, расположение мебели и предметов внутреннего интерьера, освещенность, расположение функциональных зон дома (кухня, спальня и др.), размеры помещений, внешний экстерьер дома (форма, материал, цвет), этажность дома.
3. Соответствие фэншуй благоприятному и не благоприятному в судьбе людей, живущих в этом доме.
Инь Чжай (阴宅)
Понятие «иньчжай» (иньское жилище), это место, где похоронены предки, где располагаются их могилы и родовые склепы, место, где предки обрели свой покой (отсюда и название — «иньское жилище»). Фэншуй иньских жилищ оказывает непосредственное влияние на судьбу и жизнь следующих поколений, на хорошее и плохое в их жизни, богатство или бедность, на процветание или угасание рода.
Лопань (罗盘)
Лопань, также известный как лоцзин (罗经), представляет собой специальный компас, который является одним из самых важных практических инструментов в фэншуй. Согласно письменным источникам, первый лопань появился во времена династии Сун (960-1279 гг.). Традиционно, циферблат лопаня разделяется на 24 направления. В последствии, лопань развивался и усложнялся, число кругов компаса и символов также увеличивалось. Изначальный геомантический лопань имел три кольца и назывался «лопань восьми триграмм» (八卦罗盘). На внешнем круге лопаня нанесены 24 направления. На среднем круге нанесены знаки Кань (坎), Гэнь (艮), Чжэнь (震), Сюнь (巽), Ли (离), Кунь (坤), Дуй (兑), Цянь ( 乾); Восемь Домов (八宫 ). На внутреннее кольцо нанесены знаки Цзы (子), Чоу (丑), Инь (寅), Мао (卯), Чэнь (辰), Сы (巳), У (午), Вэй (未), Шэнь (申), Ю (酉), Чэн (成); 12 дворцов, в центре располагается черно-белый знак инь-ян. «Лопань восьми триграмм» используется не только для определения направлений, но и для расчетов циклов в жизни, счастливого времени.
Тай Цзи (太极)
Термин «Тайцзи» («Великий Предел») — впервые встречается в «Книге Перемен»: «Перемены появились, когда из Тайцзи вышли Два Начала (инь и ян). Два Начала породили Четыре Стихии, Четыре Стихии породили Восемь Триграмм». Можно сказать, что это самая ранняя трактовка Тайцзи. Можно сказать, что Тайцзи является изначальным состоянием мира. Его движение рождает начала инь и ян, а они рождают четыре стихии и восемь триграмм. Тайцзи — изначальное и бесконечное состояние Вселенной.
Тайцзи Ту (太极图)
Тайцзи Ту («Круг-символ Тайцзи») — это старая диаграмма, которая отражает взаимодействие инь и ян, закон происходящих в мире процессов и изменений. Эта модель содержит общие законы вселенной, поэтому некоторые люди говорят, что это модель вселенной и светило научной мысли. Из символа Тайцзи можно вывести, что она отражает собой единое, высшее и всеобъемлющее. Круг разделен на черную и белую части. Эти части представляют собой черное и белое, мужское и женское, — два разно полюсных начала мира. Они также символизируют собой небо и землю, а то, что находится на их стыке, — это человек, мир людей. Черная точка на белом поле означает, что даже в ян есть инь, а белая точка на черном, — что в инь есть ян.
Лян И (两仪)
Лян И («Два Начала») указывает на Небу и Землю, это два начала, составляющие Тайцзи. Это первое деление Тайцзи на два. В янчжай фэншуй они соотносятся с востоком (ян) и западом (инь).
Сы Сян (四象)
Сы Сян («четыре взаимодействия», «четыре образа») в «Книге Перемен» описываются относительно четырех состояний инь и ян: Большой Ян (太阳), Малый Ян (少阳), Большой Инь (太阴), Малый Инь (少阴). В янчжай фэншуй эти состояния также соотносятся с четырьмя сторонами света: восток, юг, запад, север. Фраза «Четыре взаимодействия целостны» («四象齐全») в янчжай фэншуй означает, что: слева — зеленый дракон (青龙), справа — белый тигр (白虎), спереди — красная птица (朱雀), сзади — черная черепаха (玄武).
Яо (爻)
Из цельных и прерывистых яо («черта») слагаются знаки восьми триграмм. Свойства триграммы определяются комбинацией таких черт. Из триграмм, в свою очередь, составляются гексаграммы. Цельная линия — это «ян», а прерывистая — «инь».
Ба Гуа (八卦)
Термин «багуа» («восемь знаков гуа», восемь триграмм) впервые встречается в «Книге Перемен»: «Два Начала рождают Четыре Образа, Четыре Образа рождают Восемь Гуа». Восемь триграмм — это восемь проявлений Вселенной, которые представляют восемь элементов, составляющих Вселенную.
Восемь триграмм: Цянь (乾), Дуй (兑) (металл); Чжэнь (震), Сюнь (巽) (дерево); Кунь (坤), Гэнь (艮) (почва); Ли (离) (огонь); Кань (坎) (вода).
Багуа Ту (八卦图)
Багуа Ту («схема багуа») — диаграмма, дошедшая до нас из Древнего Китая. Целая черта «-» обозначает ян, а прерывистая черта «—» обозначает инь. Пара триграмм образуют гексаграмму, так получаются восемь гексаграмм. Каждая гексаграмма представляет собой определенное проявление сил в природе. Восемь комбинаций из восьми гексаграмм описывают 64 проявления (64 гексаграммы), которыми описывается все во вселенной.
Порядок восьми триграмм Прежнего Неба (先天八卦)
Согласно легенде, порядок восьми триграмм Прежнего Неба был создан первым императором Китая Фу Си. Этот порядок отражает законы Вселенной в первые дни ее существования.
Порядок восьми триграмм Последующего Неба (后天八卦)
Порядок восьми триграмм Последующего Неба был создан правителем династии Чжоу Вэнь Ваном. В отличии от идеального порядка триграмм Прежнего Неба, он отражает законы неба, земли и человека существующего мира.
Порядок восьми триграмм Последующего Неба следует движению четырех сезонов. Все в природе проявляется весной, цветет летом, приносит плоды осенью, сберегается зимой. Солнце совершает полный цикл за 360 дней, каждая триграмма является управительницей в цикле из 45 дней, поворотные точки года располагаются по четырем углам.
У Син (五行)
У Син («Пять Стихий») : металл (金), дерево (木), вода (水), огонь (火), почва (土). Древние считали, что из этих элементов состоит все во Вселенной. Развитие и изменения различных вещей и явлений во Вселенной вызваны непрерывным движением и взаимодействием этих пяти различных свойств материи.
Продолжение следует…
Перевод с китайского Филин О.