Из трактата «Тайные методы предсказания»
Цай Линьши (蔡麟士) сказал: Наблюдая за формой дракона, устанавливать порядок звезд, наблюдая за движением в формах — понимать ци. Таким образом упорядочивается и существует ци. С самого начала существования Неба и Земли, все обладает силой гор и рек, все следует этому порядку, который определяет хорошее и плохое. Как движется дракон? Как он влияет на людей? Как располагается сюэ? Как устанавливаются направления? Как все располагается относительно друг друга? Как устанавливаются гуа? Всему есть искусное применение, всему есть свое место. «Хэ Ло» (河。洛). Ци Прежнего неба и ци Позднего неба управляют всем. Две ци порождаются Тайцзи. Тайцзи — изначальная Природа. Лян И (两仪 Два Начала) порождают две ци. Сы Сян (四象 Четыре Образа) порождают формы (形). Багуа (八卦) определяют порядок. У Син (五行 Пять Стихий) содержат ци пяти звезд и являются причиной разделения формой.
Поэтому черная ци (黑气) опускается вниз и становится неподвижной, это ци воды (水气); красная ци поднимается к небу, это ци огня (火气); зеленая ци растет, это ци дерева (木气); белая ци пустотна, это ци металла (金气); желтая ци покоится, это ци почвы (土气).
Поднимающаяся и согревающая, это ци дерева; опускающаяся и перемешивающая, это ци металла; достигающая предела и опаляющая, это ци огня; опадающая вниз дождем и холодная, это ци воды; поднимающаяся вверх и расстилающаяся, это ци почвы; это ци форм. Вода влажная, огонь сухой; много воды преодолевает огонь; много огня высушивает воду; большая форма истощает ци; много пустот повреждает целостность, много почвы ослабляет воду, много воды ослабляет почву, много тьмы ослабляет свет, много света ослабляет тьму, также обстоит и с ци форм.
Мудрецы прежних эпох говорили: «Ян — это ци, собирается ровно, заполняет пустоты, двигаясь высушивает, поднимаясь нагревает, когда огонь освещает, порождает и длится, превращает и изменяет. Инь — это форма, опадая выпрямляется, проваливаясь проявляется, успокаиваясь смачивает, погружаясь охлаждает, когда вода, то укрывает, собираясь укрывается, если злой дух, то прерывает». Искусно наблюдать за землей, понимать ци форм, распознавать свойства почвы, видеть благоприятное и неблагоприятное. В чем же тут дело? Ян — сухой, инь — влажный, почва будет сухой, много ян; в почве много влаги, много инь. Если сверху слишком сухо, ци с влагой уйдет вниз, инь и ян не будут в равновесии. Если сверху слишком влажно и внутри мало тепла, инь не будет уходить.
Если не подходят тщательно к строительству захоронения, в семье будут беды и неудачи. С Неба приходит влага, инь сверху испаряется, ян приносит пользу, форма складывается. Низкий и твердый, высокий и не сухой, пустой и полный, сухость и влага в гармонии, удача в фундаменте. Захоронение, построенное по правилам, несомненно принесет счастье и почет.
Перевод с китайского Филин О.