Юань Шушань. Мастера предсказатели времен Китайской республики
(*) Китайская республика – период истории Китая, с 1916 по 1928 гг.
Юань Шушань (袁树珊) родился в 1881 году в семье врачей, унаследуя ученость от семьи. Свои молодые годы он провел в Чжэньцзяне (городской округ в провинции Цзянсу), работая врачом, а также изучал искусство предсказание судьбы по гексаграммам. Он провалил экзамен на студенческую степень сюцай, но после этого стал студентом в Пекинском университете (北京大学), изучал социологию в Японии. Вернувшись на родину, стал работать в правительственном учреждении, но оставался равнодушным к большим деньгам и высокому положению в обществе.
Ему довелось встречаться с Сунь Ятсеном. Его внук рассказывал, что он отзывался о нем, как о «неописуемо прекрасном человеке», как о незаурядной личности, воплощавшей в себе истинные «благородство и знатность». Хотя репутация Юань Шушаня и была очень высока, он держался очень скромно.
Каждая культура с многовековой историей существования имеет свои большие и малые традиции. Большие традициии передаются посредством элиты общества, малые традиции живут среди простых людей, передаются по наследству среди путешествующих среди рек и озер.
Что касается Китая, такими «малыми традициями» можно назвать такие профессии, как: «медицина, предсказание, астрология, даосизм». В свое время они оказались бессильны перед напором прилива неумолимого времени, и столкнулись с разрушением своих устоев, как например было в случае с запретом на традиционную медицину. Такая участь постигла не только медицину, искусство предсказания также не раз оказывалось в опале и под запретом.
На 17-й год существования Китайской республики, Национальное правительство (Гоминьдан) вынашивало идею полного запрета деятельности предсказателей и астрологов, что грозило тем, что множество людей остались бы без работы и средств к существованию. И тогда Юань Шушань пишет книгу «Поиск истоков искусства предсказания в Китае и странах запада» (《中西相人探原》), приводя множество выдержек из старых канонов и известных классиков, уточняя имена известных мастеров предсказателей прошлого. Эта работа заслужила глубокого уважения и признания со стороны Тань Янькая, бывшего в то время председателем Исполнительного Юаня (административной палаты) Китайской республики. Книга также получила заслуженное признание среди сообщества астрологов, подняв авторитет автора еще выше.
К 1930-м годам Юань Шушань окончательно перестал заниматься медициной и сосредоточил все свои усилия на искусстве предсказания. И вот его высокая репутация принесла ему «крупного клиента» — высокопоставленного чиновника. Им стал видный член Национального правительства, генерал Хэ Инцинь. После того, как Юань Шушань сделал ему верный прогноз судьбы, генерал восхитился и порекомендовал мастера Чан Кайши.
Чан Кайши, услышав восторженные отзывы о предсказателе, заинтересовался и обратился за консультацией к Юань Шушаню. Прямые и искренние ответы Юань Шушаня привели в восторг и самого Чан Кайши. Таким образом, советами Юань Шушаня пользовались множество известных людей, от крупных бизнесменов до видных политических деятелей. Как-то раз военно-политический деятель Бэйянской группировки войск У Пэйфу, который сам также умел делать расчеты и предсказания, послал своих людей за советом к Юань Шушаню. То дал такой совет военачальнику: «Когда У счастлив, то и Шушань в почете, когда У сердится, то и Шушань в страхе».
В 1938 году, когда пал Нанкин, полковник Гоминьдана Суй, взяв с осбой жену и командира батальона Го Ци, и еще четырех человек бежал в Шанхай. Суй искренне верил в искусство предсказания и решил, что ему обязательно нужно посетить Юань Шушаня, чтобы получить от того совет, как ему действовать дальше. Его же сослуживец Го Ци наоборот, не верил в судьбу, но тоже отправился вместе со своим командиром к мастеру. Юань Шушань посмотрел на них и сказал: «Господин Го – очевидно военный, когда он достигнет возраста 40 лет – его могут повысить до генерал-майора и командира дивизии. После этого, ему предстоит сражаться в пустыне, если он потерпит поражение, ему придется беспокоиться о своей жизни. Однако, он сможете избежать опасностей и вернуться в свою часть».
В дальнейшем, в возрасте 40 лет, Го Ци действительно был повышен до генерал-майора и стал командиром дивизии, его часть стояла в уезде Цзинхэ, Внутренняя Монголия. В 1945 году в трех районах вспыхнуло восстание и дивизия Го оказалась полностью уничтоженной. Главное сражение происходило в пустыне. Го пришлось бежать, умирая в песках от жажды. В последствии, Го Ци уехал на Тайвань, у него родились дети, добившиеся больших успехов. Таким образом, предсказание Юань Шушаня сбылось.
После 1949 года Юань Шушань переехал в Гонконг. Ему довелось составлять предсказание для Ма Лянляна, одного из трех великих мастеров пекинской оперы. Произошедший случай стал широко известным.
Прежде чем Ма Ляньлян и его жена покинули Гонконг, они попросили Юань Шушаня произвести расчеты. Мастер сделал им такое предсказание: «Вам (Ма Ляньляну) еще пятнадцать лет будет сопутствовать большая удача». Сбитая с толку жена артиста спросил Шушаня: «А что же будет после этих 15 лет?». Ма Лянлян, остановил жену, сказав: «Не стоит думать сейчас об этом. Ведь целых 15 лет у нас все будет хорошо». И действительно, когда прошли эти 15 лет, Ма Лянлян покинул Гонконг и вернулся обратно.
После того, как Юань Шушань стал знаменитым, он познакомился и стал общаться со многими высокообразованными людьми того времени. К своей книге он написал парное двустишие, в котором есть такие строки: «На 10 му посажена белая шелковица, 10 му обработанной земли», «Полдня исследовать и постигать, полдня учиться». В предисловии к своему трактату по предсказанию ученый писал, что его искусство изучения судьбы «ясное и понятное.. оно не является фокусами знахарей-гадальщиков».
Юань Шушань никогда не гнался за богатством и не стремился обладать все большим и большим. Хотя он и был прославленным мастером, но всегда держался скромно. Он хотел восстановить гробницу Сыма Цзичжу из династии Хань и дом Янь Цзюньпина, чтобы «чтобы снова явить свет скрытой добродетели, свойственной одному, и показать стремление сохранить душу страны у другого».
Сын Юань Шушаня, Юань Фужу (袁福儒) тоже хотел научиться искусству предсказания, но отец ответил ему: «У меня есть две мантии, одна для предсказания, другая – для медицины; когда я умру, ты возьмешь одеяние для предсказаний и сожжешь, ты примешь от меня только искусство врачевания». Сыну пришлось сосредоточиться только на медицине. Он изучал искусство отца, совершенствовался в своих познаниях в Япониии, и, со временем, стал одним из известных китайских врачей.
Понимание искусства предсказания судьбы Юань Шушанем было глубоким и ясным, и остается таким же востребованным и в наше время. Юань Шушань говорил:
«Искусство предсказания является одним из национальных сокровищ нашей культуры. Оно зародилось в глубокой древности, оформилось во времена Шан-Инь, расцвело в современности. Изучение науки предсказания должно быть правильным, а не так, что словно «смотреть, но не видеть», «заткнув уши, воровать колькольчик». Таким образом, изучая это искусство, не нужно спрашивать дорогу у слепого. Лишь тщательно и вдумчиво изучая, устраняя мистицизм, обращаясь к первоисточникам, избавляясь от суеверий и предрассудков, можно постичь истинный облик этой науки»