Кто из нынешних мастеров цимэнь дуньцзя самый лучший?
Цимэнь дуньцзя для нас, китайцев, это модель понимания мира, а также система прогнозирования, которую очень не просто освоить. Цимэнь использует магические измерения времени и пространства, образы, числа и методы предсказания и вычисления. Он объединяет в себе гексаграммы «Ицзина», бацзы и фэншуй. В старину это искусство использовась военными полководцами и советниками. А с тех пор, как цимэнь дуньцзя вспомнили в фильмах уся, многие современные люди стали проявлять к нему интерес.
Многие в сети стали спрашивать меня, кто же из современных практиков цимэнь дуньцзя самый лучший? Сам я еще только новичек в этом искусстве, но у меня есть возможность узнать мнение у более сведущих людей, поэтому позвольте поделиться своим скромным мнением. Я расскажу о нескольких мастерах, расположив их в произвольном порядке.
Чжан Чжичунь (张志春)
Г-н Чжан родился родился в уезде Лунъяо, провинция Хэбэй, в 1941 году. В 1965 году он окончил факультет китайского языка Пекинского университета. Он считался одним из лучших студентов, отличался хорошими литературными и логическими способностями. В 1990 году Чжан Чжичунь начал изучать цимэнь дуньцзя, глубоко проникнув в тайны искусства. Он написал две фундаментальные работы: «Врата цимэнь дуньцзя» («神奇之门») и «Врата просветления» («开悟之门»). Эти две книги значительно облегчают постижение традиционного цимэнь дуньцзя и являются обязательными на книжных полках многих изучающих это искусство. Он также был первым, кто представил в обществе исследователей Ицзин цимэнь как с теоретической, так и с практической стороны. Именно эти две его книги способствовали росту популярности цимэнь.
Хотя уровни многих мастеров невозможно сравнивать, нет никаких сомнений в том, что г-н Чжан Чжичунь был первым человеком, кто в наше время сделал цимэнь дуньцзя простым и понятным в изучении и принес ему такую популярность.
Учитель Чжан скончался в 2013 году. Работы, которые он оставил после себя, принесли пользу следующим поколениям исследователей и уберегли их от многих неверных путей.
Две его книги «Врата цимэнь дуньцзя» («神奇之门») и «Врата просветления» («开悟之门») во многом пересекаются и дополняют друг друга и могут рассматриваться как одно произведение.
Ду Синьхуэй (杜新会)
Г-н Ду родился в Шицзячжуане, провинция Хэбэй, в 1947 году. Он пошел в армию в 1968 году, а затем работал на государственном предприятии, изучая цимэнь дуньцзя.
Начиная с 1997 году, учитель Ду систематически изучал астрономию, математический анализ, прилагая современные знания к постижению традиционных наук Чжоу И и цимэнь дуньцзя.
В своих рабтах г-н Ду убедительно продемонстрировал, что модель цимэнь дуньцзя представляет собой технологию прогнозирования, которая может моделировать законы окружающего мира.
В сети долго ходили слухи, что г-н Ду, используя искуссто цимэнь дуньцзя, помогал в раскрытии многих уголовных дел, что принесло ему славу детектива и практически национального героя.
В 2010 году увидела свет его самая известная книга: «Чжоу И и стратегия: цимэнь дуньцзя, ключ к стратегии и основам принятия решений» («周易与商战:奇门遁甲、商战之匙、决策之本»). Эта книга является одним из шедевров современных работ по цимэнь, и заключает в себе анализ древних текстов, предлагая пути применения цимэнь.
Яо Сюэшэн (幺学声)
Г-н Яо родился в Таншане, провинция Хэбэй, в 1970 году. Говорят, что четыре поколения его предков были известными мастерами фэншуй, оба его деда (со стороны отца и матери) были уважаемыми практиками фэншуй.
На одной из своих лекций учитель Яо как-то сказал, что его самый значительный вклад в исследовании цимэнь заключается в шести иероглифах: ясное (明), скрытое (暗), спрятанное (隐), явное (显), выступающее (进), уходящее (退). То есть это говорит о том, что цимэнь дуньцзя используется для изучения процесса развития и изменения вещей, которые, в свою очередь, находятся во временном цикле возникновения, существования и исчезновения. В популярном переложении можно сказать, что модель цимэнь рассматривается как носитель пространства-времени, разделяющий вещи на прошлое, настоящее и будущее. Когда возникает ситуация, что порядок вещей нарушен, учитель Яо Сюэшэн старается дать спрашивающему четкий ответ, основанный на порядке и направлении развития вещей, соотношении первичных и вторичных противоречий и неизбежной причинно-следственной связи развития вещей.
Г-на Яо много раз приглашали читать лекции в колледжах и университетах, и он работал для различных крупных и средних предприятий в стране и за рубежом. В японском Google даже есть множество веб-сайтов г-на Яо.
Ван Фэнлинь (王凤麟)
Г-н Ван начал приобщился к даосским тайнам уже начиная с восьмилетнего возраста. Он расширил известный в наше время цимэнь, привнеся Инь пань цимэнь (阴盘奇门). Ван Фэнлинь является общепризнанным ведущим специалистом по Инь пань цимэнь, хорошо владеет искусством совершения ритуалов, основанных на даосских практиках.
Хотя цимэнь учителя Вана и похож на традиционный цимэнь с точки зрения базовых принципов, Ван Фэнлинь старается сосредоточиться на том, чтобы его ученики уделяли основное вниманию чтению и пониманию образов и символов расклада. Он придает большое значение важности чтения символического значения. Читая образы, мы можем интуитивно и быстро судить о развитии и изменении вещей.
Автор этих строк никогда не изучал Инь пань цимэнь, но мне приходилось встречать интерпретацию символов по Ван Фэнлиню. Например: 丁 – это «светильник, лампа», 乙 – это «изгиб, излучина», 癸 – «сток воды, исходящая вода», 戊 – «большие мышцы», 己 – «малые мышцы», 丁 – «иньский ствол», вода 癸 – это «урна для мусора» и т.д.
Можно сказать, что интерпретация символики цимэнь доведена г-м Ваном до крайности, но это и ново и свеже, и открывает новые пути для развития.
Е Хуншэн (叶鸿生)
Учитель Е очень молод. Он родился в Чэнду в 1980 году. Сначала он работал в компании, а также работал фриалансером. Согласно его веб-сайту: Когда ему было 20 лет, его жизнь была потеряна, и он попытался исследовать свою судьбу, но потерпел неудачу, поэтому он начал изучать искусство перемен. В 2014 году он открыл свой веб-сайт, который стал ведущим сайтом обучения цимэнь.
Г-н Е Хуншэн однажды сказал: «Поскольку слово «生» в его имени связано с Вратами Жизни (生门) в цимэнь дуньцзя, он чувствовал, что получил божественную помощь в процессе изучения цимэнь. В эпоху, когда Интернет только зарождался, Учитель Е разработал метод обучения цимэнь, а также создал набор простых и понятных видеороликов, которые довольно популярны на крупных видеохостингах.
Позднее, учитель Е Хуншэн написал книги: «Ментальная карта цимэнь дуньцзя» («奇门遁甲思维导图») и «Методика образов и смыслов цимэнь» («奇门像意反推法»). Эти книги написаны простым и понятным языком и принесли неоценимую пользу многим изучающим искусство.
Он также выступил в роли консультанта при съемках фильма «Цимэнь дуньцзя» («奇门遁甲»). А в 2019 году г-н Е выпустил книгу «Цимэнь дуньцзя» («奇门遁甲»), которая регулярно переиздается, но ее все равно часто нет в наличии.
Лю Вэньюань (刘文元)
Г-н Лю родился в 1968 году. Он происходит из семьи практиков традиционной китайской медицины и имеет очень глубокий педагогический опыт.
Однажды он написал в своем блоге, что изучал И Сюэ у четырех учителей. Все эти четверо его учителей – известные мастера в этой области: у Чжан Чжичуня (张志春) он учился Чжуаньпань цимень дуньцзя (转盘奇门遁甲), у Чжаж Гуана (张光) изучал Фэйпань цимэнь дуньцзя (飞盘奇门遁甲), у Чэнь Вэйхуэя (陈维辉) изучал искусство да люжэнь (大六壬), у Ляо Мосяна (廖墨香) перенимал науку люяо нацзя (六爻纳甲).
В 2009 году Лю Вэньюань опубликовал книгу «Познание цимэнь» («奇门启悟»). В книге он состредоточил свое внимание на различиях между методом цимэнь летящего кольца (飞盘奇门遁甲) и методом цимэнь поворотного кольца (转盘奇门遁甲), и подробно объяснил, когда какой метод уместней использовать.
Автору посчастливилось присутствовать на лекциях г-на Лю в Шэньяне, которые были наполнены юмором и научным подходом. Также известны книги учителя Лю о шести яо и бацзы. Помимо цимэнь, учитель Лю Вэньюань также очень хорошо разбирается в Сюанькун Фэн Шуй, Лю Яо и Бацзы.
Гао Цзюньбо (高俊波)
Гао Цзюньбо родился в 1980-х годах в уезде Инань в горах Имэн. По легенде, это родной город Чжугэ Ляна. Его дедушка был известным народным предсказателем Ицзин. Под влиянием деда, г-н Гао начал изучать цимэнь дуньцзя уже с четвертого класса школы. Сегодня он полность сосредоточил свою активность на предсказательном бизнесе.
Начиная с 2007 года, учитель Гао первоначально работал только со старейшинами в сельской местности, чтобы помочь другим заботиться о своей жизни, присматривал за кладбищами и усадьбами, ездил в города и деревни и т. д., и постепенно стал знаменитым человеком по всей стране.
Затем, г-н Гао Цзюньбо открыл заочное обучение цимэнь дуньцзя. Знания, которые он передает понятны и ясны, практичны и просты в освоении, также, они несут в себе традиционное народное наследие. Также, в сети есть его видео, посвященные магическим даосским практикам.
Приведенные выше описания современных мастеров цимэнь основаны на общедоступной информации, опубликованных ими книг и внутренних учебных материалах, а также на том, что говорят о них люди. Если я допустил какие-то неточности или неверные суждения, это полностью моя недостаточная компетентность в этом вопросе.
На самом деле, существует множество различных направлений цимэнь дуньцзя, и разные мастера сильны в разных аспектах этого искусства. Помимо упомянутых мастеров цимэнь, существует много и других замечательных практиков, каждый из которых достоин уважения и обладает своими заслугами, — это как море ярких и красивых цветов на лугу.
Мой старый приятель даос как-то сказал мне, что цимэнь должен стать со временем самой точной технологией предсказаний. Бацзы – это судьба, а цимэнь – это пространственно-временная модель. Модель пространства-времени не сильно зависит от социальной среды, поэтому цимэнь более точен по сравнению с бацзы. Говоря другими словами, бацзы выводит следствие из причины, тогда как цимэнь непосредственно моделирует следствие, поэтому цимэнь и не ограничен изменениями в социальной среде.
Изучать цимэнь дуньцзя вначале очень трудно. Но чем больше вы осваиваете и продвигаетесь по этому пути, чем больше в это вкладываетесь, — тем больше будет урожай. Талант, трудолюбие и наставничество необходимы.
Перевод с китайского Филин О.