Многополярное развитие философского мышления И Сюэ
Как упоминалось в предыдущей главе, 500-летняя история периода Весны и Осени и периода Воюющих царств ознаменовала собой великую трансформацию китайского общества от рабства к феодализму. Период великих перемен — это период больших дискуссий и развития различных академических, идеологических и культурных аспектов китайской нации. В этих условиях расцветали сотни цветов и соперничали сотни школ философской мысли.
В этот период, в то время как теория инь и ян в философском мышлении И Сюэ быстро развивалась, утвердилась и теория пяти движений, берущая свое начало в глубочайшей древности. Появились и такие ученые, как Цзоу Янь (邹衍), являющийся ярким представителем и исследователем учения пяти движений.
Произошло объединение теории инь и янь с теорией пяти элементов, что использовалось для описания взаимодействия человека с окружающим миром, человека и общества, а также для рассмотрения функционирования человеческого организма в китайской медицине. Внутренние органы тела, меридианы, способы профилактики и лечения заболеваний – все это рассматривается с точки зрения сложившихся теорий в классическом труде китайской медицины «Трактате Желтого императора о внутреннем» («黄帝内经» Хуанди нэйцзин), общепризнанном в академических кругах. Считается, что эта работа была написана в период Воюющих царств.
Читая «Хуанди нэйцзин» мы видим, что автор использует теорию инь и янь и пяти движений для объяснения движения небесных тел и Земли, изменения климата, устройства человеческого общества; эти концепции используются и для рассмотрения вопросов возникновения, развития, лечения болезней. Причем, это разбирается и объясняется с таким мастерством, что можно сделать вывод, что теория инь-ян и пяти движений уже несомненно стала к тому времени стройной философской системой, распространенно повсеместно, настоящей наукой размышления и анализа.
Отсюда я делаю вывод, что на основе концепций инь-ян, пяти движений и восьми триграмм И Сюэ, включив также схемы Хэ Ту и Ло Шу, систему небесных стволов и земных ветвей, — возникла в последствии предсказательная практическая часть И Сюэ. Точно также, этот же базис лег в основу таких систем, как Тай И (太乙术), Лю Жэнь (六壬术), Цимэнь (奇门术), Чжаньсин (占星术), Сянжэнь (相人术), Каньюй (позднее, получившее название фэншуй) и др. И практически все они развивались или уже законченно сформировались в период Весен и осеней.
В «Хуанди нэйцзин», который был написан в период Воюющих царств, перед нами предстает легендарный Желтый император, который ведет разговор со своим придворным врачом Ци Бо (歧伯), и изложение в трактате знаний построено в форме их диалога.
Традиционно, практически все открытия и достижения традиционной китайской медицины относят ко временам Желтого императора, и заслуга этих открытий так же приписывается императору и его просвещенным сановникам. Но на самом деле, мы не знаем подлинного автора «Хуанди нэйцзин». Точно такая же история происхождения знаний характерна для множества канонических книг по Тай И Шу, Люжэнь Шу, Цимэнь Шу и пр. Также утверждается, что все эти методы были разработаны во времена Хуанди и были закончены самим Желтым императором или его министрами.
Во времена династии Хань, в академических кругах и сложилась ситуация, когда Дун Чжуншу (董仲舒) призывал: «Искоренить сто школ и признавать истинным учением только конфуцианство». Но уже в «Крыльях книги перемен», которую писал он и последователи Конфуция, он также посвятил место исследованию теорий инь-ян и пяти движений. Дун Чжуншу даже доводил эти концепции до крайности, используя теорию пяти движений для рассмотрения истории развития и смены императорских династий. Говоря же о человеке и законах окружающего мира, он предложил концепцию «взаимореагирования Неба и человека» («天人感应»). Согласно этой концепции, движения планет и звезд, небесные явления оказывают непосредственное влияние на жизнь человека и человеческого общества, на подъемы и упадки. В толковании этих связей и влияний он призывал полностью полагаться на выпадающие при предсказании знаки гексаграмм.
Во времена династии Хань наука исчислений И Сюэ получила небывалое развитие, занимая главенствующее положение. Это продолжалось вплоть до династии Цзинь, когда Ван Би (王弼) изменил сложившееся положение вещей.
В то время стало обычной практикой привлекать положения теории пяти движений при исследовании И Сюэ. Среди таких исследователей был и Цзин Фа (京房), который, основываясь на теории изменения черт в гексаграммах, предложил новый порядок 64 гексаграмм «Ицзина». Он выделил восемь управляющих, каждый в своем расположении, включил в 64 гексаграммы небесные стволы и земные ветви, поставив в дальнейшем их в соответствии с пятью движениями и системой «шести родственников» (六亲). Так возник метод нацзя ми фа (纳甲秘法), который вместе с традиционным анализом гексаграмм по чертам позволили построить предсказательную систему, основанную больше на логических умозаключениях, в отличии от интуитивных выводов, на которых больше основывались гадательные методики прошлого. Также, вместо пяти металлических монет, которые раньше использовались для гаданий, стали применяться палочки, которые упростили саму процедуру определения гексаграмм при гадании. Этот метод гадания прошел через эпохи Сун, Юань, Мин, Цин, и дошел до нашего времени, используясь как основной, при работе с предсказаниями по Переменам.
В то же время, в периоды Весны и осени и Воюющих царств возникли и развивались и другие науки исчислений, такие как Тай И (太乙本), Люжэнь (六壬术), Цимэнь (奇门术), Чжаньсин (占星术), Сянжэнь (相人术), Сянди (相地术) и др. Доказательства этого есть не только на страницах исторических хроник, но и в археологических раскопках.
Общим во всех этих системах является то, что все они базируются на восьми триграммах, схемах Хэ Ту и Ло Шу, небесных стволах и земных ветвях, принципах инь и ян, пяти движениях. В своих построениях они оперируют с образами (象), числами (数), расположениями (理). Эти основные составляющие выстраиваются в расчётной модели путем использования всех трех типов мышления: логического, образного и интуитивного. Таким путем достигается: «рассеивание сомнений», «избегать плохого и достигать счастья», «показывать людям правильный путь».
Среди этих сложившихся школ предсказания, базцы («八字算命术» — школа предсказания судьбы по восьми иероглифам) использует для предсказания судьбы человека небесные стволы и земные ветви времени рождения человека (год, месяц, день и час рождения). И можно сказать, что она достаточно далека от «Ицзина», так как в используемой ей модели анализа нет восьми гуа, как нет применения схем Хэ Ту и Ло Шу. Однако, используемая в ней концепция инь и ян происходит от И Сюэ, и она является неотъемлемой частью бацзы.
Конфуций в «Десяти крыльях» говорил, что «Один инь, один ян, — это и есть Дао» и «Быть довольным своей судьбой и не тревожится» и подобные вещи, — боюсь, что это и было уже начало возникновения предсказательной практики.
На раскопанных бамбуковых табличках, датируемых периодом Сражающихся царств, был обнаружен текст «Жи Шу» («日书»), относящийся к искусству бацзы суань мин. Однако, в отличии от И Сюэ, бацзы окончательно сформировалось гораздо позже.
Во времена династии Тан Ли Сю (李虚中) использовал систему небесных стволов и земных ветвей для анализа даты рождения человека. Также, для выводов о судьбе человека он привлекал теории инь-ян и пяти движений. Но в те времена, когда система бацзы только складывалась, в ней было всего шесть знаков, а не восемь. Лишь в конце династии Тан и в период Пяти династий, Сюй Цзыпин (徐子平) добавил к анализу и время рождения человека. После непрерывного развития и совершенствования на протяжении династий Сун, Юань, Мин и Цин, бацзы окончательно сформировалось и получило свое название: «Учение предсказания судьбы по четырем столпам» (四柱命理学), дойдя в итоге до наших дней.
Резюмируя, мы можем сказать, что система И Сюэ основана на иньских и янских чертах, включает в семя восемь триграмм, схемы Хэ Ту и Ло Шу, опирается на математические принципы построения и использует для определения времени систему небесных стволов и земных ветвей. Для определения свойств в ней также применяется система пяти движений и их взаимодействий. И Сюэ – это огромная и законченная философская система и культурное достояние. Практическая часть этого источника с древних времен проникла и наполняла политику, экономику, военное дело, науку и культуру китайского общества. Оно неизбежно пронизывало и формировало мышление многих и многих поколений.
Разумеется, нам следует подходить к изучению традиционной науку мышления китайской нации с целостным, академическим и рациональным подходом. Такое изучение не должно ограничиваться лишь «теорией», но и обязательно идти вместе с изучением «практики». Изучайте, берите суть и самое ценное и отбрасывайте наносное и суеверия.
Перевод с китайского Филин О.