Напутствие начинающим изучать цимэнь дуньцзя

Один человек спросил меня, как следует изучать цимэнь дуньцзя чтобы в итоге достигнуть результата: «Из ста выстрелов – сто попаданий»? Мой ответ: Следует начинать с тщательного изучения базы и теории, только в этом случае можно достигнуть искуссности. Цимэнь дуньцзя – очень объемная система, она содержит внутри себя 55 символов-образов, которые можно к тому же совмещать друг с другом, получая неисчислимое количество комбинаций, которые указывают на счатье и несчастью, беду или благополучие. Некоторым людям покажется это неправдоподобным, однако вспомните, что требуется всего 26 букв английского алфавита, чтобы складывать слова, которые потом наполнят огромный словарь. В цимэнь подобных «букв» 55, и, составленных из них комбинаций и сочетаний вполне достаточно, чтобы объяснить все, происходящее на свете. В последние годы я к тому же обнаружил, что количество этих «букв», если учитывать еще и примыкающие к цимэнь дуньцзя искусства, — существенно превышает даже число 55.

Конечно, как и у всего на свете, здесь есть как свои плюсы, так и минусы. И, если объем информации, входящий в цимэнь дуньцзя так велик, почему же эта наука зачастую не достигает точности предсказаний по Ицзину, где оперируют всего с шестью чертами? Но, утверждение, которое я только что привел выше, является на самом деле ложным утверждением, так как входные врата в предсказательные искусства одни и они в обоих случаях строятся на тащательно выверенной и проверенной поколениями теории; также, немалую роль играет и уровень знаний и умений самого предсказателя.

Так как объем информации, которую содержит цимэнь намного превосходит объем, содержащийся в предсказательном искусстве лю яо (六爻 – шесть черт гексаграммы), то когда дело доходит до практических выводов, — то и уровень выводов и суждений в цимэнь будет выше чем у лю яо.

Авторы современных книг по цимэнь дуньцзя при написании свои работ часто приводят базовую теорию лишь в минимальном объеме, излагая ее лишь на нескольких страницах. А знания, содержащиеся в старых книгах порой заслуживают лишь нескольких слов упоминания; совсем не так обстоит дело в литературе по лю яо, книг по разным аспектам Чжоуи несметное количество. Науке ицзинистике — многие и многие годы. В более позднее время, такие известные мастера и сюэ, как Ли Вэньхуэй (李文辉) и Ли Цзюэцзы (李觉子) — всю свою жизнь посвятили научным исследованиям и экспериментам. Теория была проверена сто раз, и все теории, которые подтвердились, были сохранены. И таким путем, сохранения наследия, изучения и кропотливых ислледований, — вся система лю яо сохранилась до наших дней.

Хотя цимэнь дуньцзя и имеет долгую историю, сохранившееся до наших дней наследие этого искусства не такое полное, как у искусства лю яо. В старые времена, когда цимэнь дуньцзя использовался на поле боя, его распространение было запрещено императорами и знание хранилось в тайне. По этой причине, дошедшее до наших дней наследие – очень невелико. Только в настоящее время, работа Чжана Чжичуня «Врата цимэнь дуньцзя» («神奇之门») – явила нам это сокровенное искусство. Хотя стоит сказать, что одна книга, какой бы замечательной она не была, — выглядит весьма скромно по сравнению с целой наукой во всей ее полноте. После вспыхнувшего интереса, поисков и исследований уже в наши дни, в изучении цимэнь дуньцзя был сделан шаг вперед, но этот прогресс пока еще нельзя назвать достаточным. Нужно также сказать, что на волне интереса, в наше время появилось и много недобросовестных писателей, которые начинают рассказывать и учить цимэнь дуньцзя уже после того, как сами прочли только пару книг.

Большинство начинающих изучать цимэнь не понимают, как разглядеть в нем хорошее и плохое, беду и благополучие. Только лишь изучение раскладов цимэнь и его действующих знаков – может стать настоящей головной болью, а на овладение последующими знаниями уйдет несколько лет. И это только начало мастерства, а на его углубленное оттачивание потребуются десятилетия. Конечно, обучению нет конца. Чтобы по-настоящему овладеть цимэнь дуньцзя, может потребоваться целая жизнь.

Конечно, многие люди идут по пути наименьшего сопротивления. Прибегнув к специальным калькуляторам и программам по цимэнь дуньцзя, можно просто пропустить первые базовые этапы изучения и перейти сразу к трактовке результатов. Преимущество этого этапа в том, что он позволяет сильно сэкономить время. Главный недостаток – у новичков очень слабый фундамент базовых знаний и они не желают по-настоящему усердно работать. Когда такой человек приступает к предсказанию, он заходит в интернет и обращается к специальным программам по цимэнь, — и как таким образом можно получить точный результат? А если повезет найти правильный ответ – это моя заслуга, а если нет – в этом виноват сам цимэнь дуньцзя, так как он не точен, а вопрос о моих собственных знаниях и способностях просто не встает.

Чтобы лучше понять эти проблемы цимэнь дуньцзя, я изучал и другие предсказательные системы. И, хотя они во многом отличаются друг от друга, все они основываются на одном и том же фундаменте: инь и ян, пять элементов, небесные стволы и земные ветви, багуа. Как даже очень хорошая книга может описать все секреты древних знаний? От иссследователя старого знания требуется постоянная работа и изучение, объединение теории и практики, анализ получаемых результатов и рождение новых теорий, чтобы снова проверять их на практике.

Однако в наше время многие люди, изучающие цимэнь дуньцзя, не хотят начинать со скорпулезного изучения базовой теории и принципов, они хотят достичь неба за один шаг, они стремятся ввысь и спешат вдаль (好高骛远 – отрываться от жизни, замахиваться на то, что пока не по силам). Инь и ян, пять элементов, небесные стволы и земные ветви, ба гуа – вы действительно все это поняли и запомнили? Вы действительно поняли и запомнили символы цимэнь дуньцзя? Вы действительно прочитали и поняли «Ицзин»? Вы можете быстро построить карту цимэнь дуньцзя без помощи калькулятора?

Для большинства – все это действительно будет большим вопросом. Но в пути обучения нет места небрежности. Изучать и практиковать искусство предсказания – это не значит красоваться своими навыками, искусство предсказания – совсем из другой оперы. Вам придется кропотливо работать и размышлять над многими возникающими вопросами, чтобы понять истину искусства перемен. А как иначе найти правильный путь?

Твердое освоение основ — это первый шаг. Выполнив этот шаг, вы сможете превзойти большинство своих сверстников. На втором этапе вы можете начать правильно изучать принципы.

В физике часто принято упрощать исходные данные и модели. Даже если противоположная сторона меняет свое положение, мы это порой просто не учитываем. Нам необходимо следить лишь за ключевыми моментами, такими как например наблюдаемая частица или тело, а потом изучить вопрос, сможет ли она в принципе достичь конечной точки пути. И этого будет достаточно.
Получит ли человек повышение по службе? Какие индивидуальные черты характера и личности человека? Каков окружающий фэншуй места? Такие вопросы не чрезмерно сложные. Когда мы иссследуем сбывшиеся предсказания, правильно сделанные выводы, мы понимаем, что например не только «повышение по службе» как таковое видел специалист в своем ответе, и собственно «повышение по службе» — было лишь вторичным эффектом ситуации, которую описывал расклад. В философии говорится, что мы должны увидеть основное противоречие в ситуации.

В процессе развития сложных вещей противоречие, занимающее доминирующее положение и играющее решающую роль в развитии вещей, называется главным противоречием. Другие противоречия, находящиеся в подчиненном положении и не имеющие решающей роли в развитии вещей, называются вторичными противоречиями. Первичные противоречия и вторичные противоречия взаимозависимы, влияют друг на друга и при определенных условиях могут переходить друг в друга.

Итак, первое, что мы должны сделать, когда начинаем рассматривать расклад, увидеть ответ на вопрос может ли человек получить повышение по службе. Остальные проблемы представляют собой вторичные противоречия и могут использоваться только как справочные переменные, а не как вещи, на которых нам следует сосредоточиться. Если же действовать в противоположном порядке, это как хвататься за двумя зайцами, это серьезный риск уйти в сторону и не достичь нужного нам результата, ответа на конкретный заданный вопрос. Именно по этой причине, многие трактующие расклад говорят о массе второстепенных вопросов, но так и не дают ответ на конкретный вопрос, с которым пришел к ним человек, или если дают в итоге ответ – он оказывается неверным.

Разнообразие образов и смыслов бесконечно, но заложенные в них принципы и действующие законы – реальны. Используя метод образов, обязательно следует сосредотачивать основное внимание на проявляющиеся через них правила и законы. Эти принципы и законы являются для цимэнь дуньцзя главным приоритетом, и это ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. В практическом вынесении суждения по ситуации, если связанные с полезным духом образы слишком сложны, будь они хорошие и/или плохие, нам не нужно уделять этим образом слишком много внимания и погружаться в их рассмотрение. Нам нужно лишь отметить самое важное в расматриваемом нами дворце с полезным духом, именно этот дворец и скрывает в себе главное и сокровенное. Вам нужно найти ответ на фундаментальные и главные вопросы: Что здесь хорошее и плохое? Подходящая здесь энергия или нет? Через ряд последовательных рассмотрений таких факторов, можно вынести истинное суждении о счастье или неудаче.

Остается только сожалеть о том, что когда многие люди делают предсказания, они начинают учитывать не имеющее большого значения для заданного вопроса элементы расклада или дома, рассматривают множество духов, анализирует огромное количество второстепенной информации. И в результате, вещи, которые в начале были достаточно простыми, становятся крайне сложными, так что в итоге оказывается неясным, что хорошо, а что плохо.

Я изучал метод предсказаний лю яо (六爻 – метод предсказаний по гексаграммам), он очень лаконичный и ясный. В лю яо есть лишь шесть полезных богов (用神). Нам нужно лишь найти полезного бога, определить его энергию. Есть еще изначальных дух (原神), дух вреда (忌神). Дух вреда и полезный бог находятся в противостоянии, их взаимоотношения описываются четкими правилами, и, рассматривая конкретную ситуацию, сразу можно сделать вывод о поражении или успехе, благосостоянии или горе. Все эти правила изложены кратко и ясно, и все понятно с первого же взгляда.

В старые времена такой подход был вообще широко распространен. Вы должны знать, что в древности цимэнь использовался для военных действий. Это совсем не тоже самое, когда в наше время мы строим расклад цимэнь, чтобы посмотреть когда лучше пойти в магазин за покупками. В старину военное дело было главным приоритетом и качество планирования военных операций определяло, останутся воины в живых или нет. Если вы ошибетесь и сделаете неправильный прогноз, вас просто обезглавят. Поэтому древние прогнозисты были очень осторожными. Они предельно упростили значение многих образов цимэнь и их значений, упростили так, чтобы оставшегося было достаточно для того, чтобы просто делать верные суждение о удаче или неудаче. И, дошедшие до нас древние записи о цимэнь говорят об этом подходе и приводят такие примеры. Я привел описание некоторых таких примеров в книге «Смысл цимэнь» (朱浩文 «奇门旨归»).

Древние прогнозы очень лаконичные и ясные, ухватив значение основных образов расклада, вы можете быстро понять, что сулит прогноз, хорошее или плохое. Они показывают высокий уровень мастерства и стабильность искусства прогнозирования прошлых эпох, который в наше время почти недостижим. Если же вы овладели этим искусством, но используете его например для выбора покупок в магазине, хотя это и будет работать, если метод правильный, — это все равно, что использовать зенитные орудия для уничтожения комаров.

Конечно, искусство прогнозирования не стоит на месте и развивается. Если мы будем опираться только на старую классическую теорию, мы никогда не сможем использовать весь потенциал, заключенный в цимэнь дуньцзя. В науке и сюэ искуссность скрыта внутри, а теоретические принципы – снаружи, это как мышцы и кости человека, укрывающие самое важное. И концепция образов в цимэнь – это тоже то, что снаружи. База, теоретический фундамент поможет выбрать правильное направление движения и сделать верные суждения о хорошем или плохом; метод образов – раскажет красивые и грустные истории, наполняющие мир людей. Поэтому, вы должны опираться на обе эти части цимэнь.

Конечно, теория и базовые принципы – это первое, на что нужно опираться, изучая цимэнь. Цель предсказания – распознать счастье и несчастье, благополучие и беды, которые произойдут в мире, чтобы постараться изменить складывающуюся ситуацию к лучшему. Как сказал старец Е Хэ (野鹤老人 – «Дикий Журавль», используется как поэтическое название отшельника), даже гексаграммы шести богов не обладают полным знанием о счастье и несчастье, но счастье и несчатье определяются действующими законами мира. Даже демоны могут заключать в себе хорошее, когда они берут на себя роль полезного бога, и наоборот, добрые божества могут приносить беды. Это же справедливо и при рассмотрении образов.

Проанализировав основные противоречия и конкретные удачи и неудачи сделанного предсказания, очень важно уловить второстепенные противоречия и расширить их образами. Разрешение вторичных противоречий влияет на разрешение первичных противоречий. Следовательно, если второстепенные противоречия разрешены хорошо, это способствует разрешению главного противоречия, поэтому необходимо проанализировать и второстепенные противоречия. Разобравшись с основными противоречиями, сделайте послойный анализ расклада. Для нас будет правильной стратегией двигаться шаг за шагом, делать выводы на основе логики и рационально использовать цимэнь дуньцзя, чтобы само искусство приняло решения за нас, а не мы что-то додумывали.
Если, наоборот, мы не сможем уловить первичные и вторичные противоречия и будем злоупотреблять образами для анализа, это лишь приведет к замешательству и сомнению в выводах. Очень сложно сказать, является ли окончательный результат суждения точным. Это одна из причин, почему многие люди, изучающие цимэнь дуньцзя, после прочтения суждений других авторов, делают свои выводы, основываясь на прочитанном и приводимых в таких книгах примерах. И в результате – полученный результат часто неверен. Причина в том, что, во-первых, сам метод суждения автора имеет определенные проблемы; во-вторых, он не учитывает конкретные проблемы анализа ситуации читающего; в третьих – автор также часто излагает все очень неясно; и четвертая причина – фундамент непрочный и земля трясется.

Итак, как же в цимэнь дуньцзя достичть точных результатов? Ключ в том, чтобы по-настоящему понять истинную природу вещей и поднять цимэнь дуньцзя на уровень философского мышления для исследования и анализа. Начните с закладки прочного фундамента и используйте свои надежные навыки обучения и сюэ, чтобы справиться с каждым сложным вопросом. Затем используйте логическую диалектику для анализа от главного противоречия к второстепенным противоречиям и шаг за шагом проведите обоснованный анализ. В этом процессе мы должны придерживаться принципа упрощения сложного и действовать шаг за шагом. Затем, в зависимости от различных первичных и вторичных противоречий, мы должны сосредоточить свои усилия на разрешении главных противоречий, а также научиться учитывать все стороны и правильно обращаться с второстепенными противоречиями. В этом процессе мы должны настаивать на том, чтобы исходить из реальности и в полной мере использовать теории, образы и цифры Чжоуи для проведения расчетов и анализа. Только так мы сможем прояснить основные идеи и сюэ и по-настоящему овладеть цимэнь дуньцзя.

По материалам китайской исследовательской ассоциации фэншуй (中國風水研究會)

Перевод с китайского Филин О.