Обобщенная теория времени и пространства

Наши предки открыли взаимосвязь времени и пространства уже в очень давние времена. В «Чжоу И * Придание изъяснения триграммам» («周易.说卦传») уже приводится пространственно-временная диаграмма, с центром в бассейне реки Хуанхэ и дается такое ее описание:

«Император выходит в Чжэнь (震), собирает в Сюнь (巽), встречается с Ли (离), упорядочивает в Кунь (坤), объясняет в Дуй (兑), заканчивает в Цянь (亁), пожинать плоды в Кань (坎), договаривается в Гэнь (艮).

Все сущее выходит в Чжэнь, дом Чжэнь – восток.
Все собирается в Сюнь, Сюнь – это юго-восток.
Десять тысяч вещей собираются и занимают свое место.

Ли освещает, десять тысяч вещей встречаются друг с другом, это дом юга.
Совершенномудрый обращается к югу и слушает веления Неба, встречает рассвет и приводит все в порядок, именно по этой причине его мудрость превосходна.

Кунь – это земля, все сущее собирается и вскармливается, поэтому говорится: упорядочивать в Кунь.

Дуй, разгар осени, все сущее являет себя во всей силе, поэтому говорится: объяснять в Дуй.

Сражение – это Цянь, дом Цянь – северо-восток, инь и ян истончаются.

Кань, вода, северный дом, пожинать плоды, все сущее возвращается к истоку, поэтому говорится: пожинать заслуги в Кань.

Гэнь, дом на северо-востоке, все сущее заканчивает старое и начинает новое, поэтому говорится: заключить договор в Гэнь».

В последствии это легло в основу разных предсказательных техник, получив название схема расположения восьми триграмм Позднего Неба Вэнь Вана (文王后天八卦图).

Понимание единства времени и пространства в мышлении И Сюэ полностью соответствует современной научной теории.

Ленин говорил:

«В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени».

Современная наука считает, что время – это непрерывное существование материи, которая в своем движении развивается по спирали, оно отражается в движении и изменении вещей. Пространство – это по сути распространение этого движения материи, это причина установления направлений, то есть системы координат в пространстве, которая говорит о том куда движется материя. Пространство и время — две основные формы материального существования. Они являются своего рода антагонистами, то есть зеркально отражают друг друга. Время – это движение материи в пространстве, пространство – это остановившаяся во времени материя. Один – реальный, другой – виртуальный; один – вертикальный, другой – горизонтальный; один – движущийся, другой – неподвижный. Время и пространство объединяясь друг с другом образуют структуры. Теория голографической Вселенной говорит об этом более ясно:

«Существует соответствующее соотношение между уровнями качественной структуры и уровнями процесса эволюции вещей. Говоря другими словами: Модель распределения материи в пространстве является отражением модели ее распределения во времени».

Наши предки не только открыли голографический характер пространства и времени, они еще и рассматривали единство человека и всего сущего в этом пространстве-времени.

«Небо и земля сочетаются браком в четырех сезонах, инь и ян сочетаются в браке, как солнце и луна», «Изучать прошлое, как руководство для будущего», «Открыть путь к Небесному и наблюдать судьбы народов», «Проникать в суть вещей, постигая судьбу, Небо определяет счастье и несчастье», «Стяжать помощь Небес для счастья, отбросить неудачи».

Это понимание единства и голографической природы человека, времени и пространства можно проиллюстрировать схемой. Пусть пространство будет х, +x означает, что небо вверху, -x означает, что земля внизу; пусть время будет y, +y будет будущим, -y будет прошлым; -z — прошлое состояние человека, z — текущее состояние человека, а +z — будущее состояние человека. Если принять 1997 год за настоящее, получим следующую диаграмму:

Обобщенная теория времени и пространства

Это единство человека, времени и пространства, единство, голографическое по своему характеру. Это то, что в «Чжоу И * Сицычжуань» (《周易.系辞传》) называется единством Трех начал (небо, земля, человек).

На протяжений тысяч лет существования И Сюэ говорилось не только о существовании неба, земли и человека, как единой, взаимозависимой системы. Со временем было обнаружено влияние на окружающий мир еще одной загадочной силы, которая оказывает влияние на людей и их жизни, на подъемы и падения, приход в жизнь хорошего или плохого. В Чжоу И они известны, как «шесть божеств» (六神) или «шесть животных» (六兽). Они соответствуют шести чертам-яо. В цимэнь дуньцзя, в зависимости от школы, они рассматриваются как «восемь божеств» (八神) или как «девять божеств» (九神). Каждая триграмма (или дворец) соответствует одному из этих божеств. В люжэнь и каньюй также есть сходные рассмотрения.

Эти силы не являются ни богами, ни бесами. Это лишь информационные символы, немного таинственные. Смотря на них с точки зрения современного уровня развития науки, можно относиться к ним как неким энергетическим космическим полям. Современная генетика уже говорит о том, что на протяжении жизни человека его генетический материал имеет тенденцию двигаться по спирали в левую сторону, а после смерти человека – занимает правосторонне положение. Это согласуется в том, что в цимэнь дуньцзя называют янской пробежкой (восходящее движение в левую сторону, ян) и иньской пробежкой (нисходящее движение в правую сторону, инь).

На диаграмме ниже показывается, как левосторонняя и правосторонняя спиральные энергии Вселенной взаимодействуют с человеческим телом. Сплошная линия показывает спиралеобразное левостороннее движение, а пунктирная – правостороннее. На диаграмме движение энергий объединено с уже показанной схемой системы «небо – земля — человек»:

Обобщенная теория времени и пространства

В учении И Сюэ символы представлены в виде десяти небесных стволов и двенадцати земных ветвей. 10 небесных стволов олицетворяют ян, Тай Ян (太阳), Солнце. 12 земных ветвей олицетворяют инь, луну. 10 небесных стволов сочетаются с 12 земными ветвями, это чередование инь и ян, смена на небе солнца и луны; то есть это год, месяц, день и час.

Символами пространства являются схемы Хэ Ту (河图), Ло Шу (河图), — схемы расположения триграмм Прежнего Неба и Позднего Неба. Расположения триграмм Прежнего Неба и Позднего Неба отображаются на квадрате Девяти Дворцов (3х3). Квадрат Девяти Дворцов, в свою очередь, соответствует расположению сторон света: восток, юг, запад, север, юго-восток, северо-запад, юго-запад, северо-восток и центр. Схемы расположения триграмм Прежнего Неба и Позднего Неба соединяются, отражая верх и низ, лево и право, прямое вращение и обратное вращение, небо и землю, поднимающуюся и опускающуюся ци, активность и полный покой, совместимое и прямо противоположное, — образуя в итоге полную трехмерную модель пространства и времени.

Г-н Шань Цюань (珊泉) в книге «Китайская книга Чжоу И» («中华周易») писал, что Прежденебесную схему восьми триграмм следует рассматривать вертикально, а Посленебесную схему восьми триграмм – горизонтально, и что таким образом мы получаем красивый естественный природный порядок. Солнце и луна обращаются вокруг земли, инь и ян соединяются, и таким образом получается полная трехмерная модель Вселенной.

Лично я считаю, что Прежденебесную схему восьми триграмм нужно рассматривать не только вертикально. Если посмотреть на девять дворцов в Посленебесной схеме восьми триграмм вертикальной проекции, то можно увидеть «Колеса Огня и Ветра» (风火轮), «Кольца Цянь и Кунь» (乾坤圈). Хэ Ту являет сферическую пространственную модель, которая ориентирована во всех направлениях.

Цянь – 1, Дуй – 2, Ли – 3, Чжэнь – 4, Сюнь – 5, Кань – 6, Гэнь – 7, Кунь – 8. Это горизонтальная бесконечная спираль развертывания Вселенной. Ввех, вниз, влево, вправо, прямое и обратное движения. Она развертывается во всех направлениях. Соединение Прежденебесную схемы восьми триграмм и Посленебесной схемы восьми триграмм образует динамическую модель Вселенной с пространственно-временными голографическими характеристиками. И такую модель можно использовать в практике прогнозирования.

Шао Вэйхуа (邵伟华) в книге «Чжоу И и искусство предсказания» («周易与预测学»), говорит, что схема восьми триграмм была разработана астрономом династии Сун великим мастером Шао Канцзе (邵康节). С ее помощью Шао Канцзе делал предсказания. Он использовал как схему Прежнего Неба, так и Последущего Неба. Я полагаю, и выше я разъяснил почему, что применение этих схем обуславливается тем, что они отражают основные законы Вселенной.

Из книги Чжан Чжичуня «Врата цимэнь дуньцзя»
Перевод с китайского Филин О.