Ориентация дома для человека и места захоронения в фэншуй
Ориентация в пространстве — это своего рода метод и концепция, которые используют люди уже на протяжении очень долгого времени. При строительстве зданий используют принципы фэншуй, в соответствии с которыми ориентируют постройку в благоприятном направлении. Здание должно получать достаточно солнечного света, быть хорошо вентилируемым, защищенным от холодных ветров зимой, обеспечивать сохранение хорошего микроклимата внутри постройки. В современном обществе хорошая ориентация здания и благоприятное местоположение имеют высокую коммерческую ценность.
Вопрос ориентации был в поле зрения людей уже в очень древние времена. При организации захоронения люди очень серьезно относились к вопросу ориентации его по сторонам света. Эту традицию можно проследить вплоть до примитивного первобытного общества эпохи неолита. Голова погребенного человека направлена строго в определенную сторону. В неолитических культурах Давэнькоу (大汶口) и культуре Цинляньган (青蓮岗) людей хоронили головой на восток, а в неолитической культуре Баньпо (半坡) — головой на запад. Во времена эпох династий Цинь (221-207 до н. э.) и Хань (206 до н. э. — 220 н. э.), западное направление считалось лучшим, и именно так была ориентирована гробница императора Цинь Шихуана (始皇陵), а гробница Чжугэ Ляна (诸葛亮) ориентирована по линии запад — восток. Во времена династий Тан (618-907 гг.) и Сун (960-1279 гг.), захоронения стали ориентироваться головой на север. В последующие поколения мы видим много гробниц, который размещались на юге, с ориентацией фасада на север. При династиях Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) захоронения простых людей не так строго ориентировались по причине нехватки подходящих мест. Решающую роль здесь стал играть рельеф местности, где было повышение — туда ориентировалась и голова покойного.
Однако такой подход был не очень подходящим в случае захоронения императоров. Император является верховным правителем государства и занимает самое высокое положение среди всех его жителей. Конечно же и ориентация его гробницы должна быть очень точной относительно сторон света. Усыпальницы императоров при династиях Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) располагались на севере, с фасадом обращенным на юг, опирались на баланс инь и ян в месте захоронения, с учетом принципа «спиной к горам, лицом к воде». Кроме того, на выбор места гробницы императора влиял и целый ряд других факторов: наличие горы-предка сзади, ориентация рельефа местности, свойства дракона и тигра, расположение второстепенных гор и хребтов. Ориентация самого захоронения с севера на юг является лишь общим, но не жестким требованием.
Угловая ориентация здания определяется мастером янского фэншуй с помощью компаса лопань. Пятое кольцо на лопане предназначено для определения направления и носит название Дицзи (земное кольцо). Дицзи разделяется на 24 сектора, по 15° каждый сектор, и включает в себя:
- Восемь знаков небесных стволов: Цзя (甲), И (乙), Бин (丙), Дин (丁), Гэн (庚), Синь (辛), Жэнь (壬), Гуй (癸).
- Двенадцать знаков земных ветвей: Цзы (子), Чоу (丑), И (乙), Мао (卯), Чэнь (辰), И (已), У (午), Вэй (未), Шэнь (申), Ю (酉), Сюй (戌), Хай (亥).
- Четыре триграммы: Цянь (乾), Кунь (坤), Сюнь (巽), Гэнь (艮组成).
- 24 сезона сверху.
- 24 направления гробницы снизу.
Если гробница расположена например на севере и обращена фасадом на юг, она называется «цзы шань у сянь» («гора Цзы, ориентация на знак У»), также учитывается угловое отклонение и тому подобное.
Жизненная энергия (生气), драконова жила (龙脉), гора-предок (主山), ша (砂手), двор выхода (朝案), устье реки (水口), светлый зал (明堂), основное направление (朝向), — это основные факторы, которые учитываются при выборе направления и места постройки жилых зданий. Эти же моменты играли основную роль при постройке гробниц времен династии Мин. Обобщая все сказанное, мы можем отчетливо увидеть, что мастера фэншуй всегда стремились к достижению единства неба и человека, достижению гармонии между человеком и землей. Геоманты стремятся к выбору идеального места для постройки дома для человека и места захоронения. Чтобы такое место окружали горы, чтобы оно было у излучины реки, чтобы в нем соблюдался баланс инь и ян, чтобы перед этим местом открывалось широкое открытое пространство. Такое обособленное место должно быть спокойным и тихим. Если отбросить некоторые суеверия, которые можно встретить в фэншуй, и призвать методы анализа современной науки, мы увидим, что такое место несомненно будет очень хорошим, природным и естественным, соответствующим взглядам современной экологии.
Перевод с китайского Филин О.