Понимать фэншуй можно и без лопаня

Понимать фэншуй можно и без лопаня

В заглавии я сказал, что для понимания фэншуй не обязательно нужен компас лопань. Это мое утверждение будет обязательно подвергнуто критике со стороны многих занимающихся фэншуй, которые станут утверждать, что лопань необходим для практики фэншуй и без него никак не обойтись. А некоторые, из увидевших это утверждение, вообще сразу сделают вывод, что автор этой статьи просто не разбирается в фэншуй. И это нормально. Более того, было бы удивительно, если бы все практики фэншуй понимали, что без компаса лопань можно обойтись.

Чтобы понять утверждение, что можно понимать фэншуй без лопаня, мы сначала должны хорошо понять, — что же такое сам фэншуй?
Я думаю, что многие люди в ответ процитируют слова великого мастера Го Пу из его канона «Книга погребений» («葬经»): «Ци распространяется, когда ее несет ветер и останавливается, когда ее останавливает вода. Предки умели собирать ци, не давая ей рассеиться, это и называется искусство фэншуй». Таким образом, это означает, что искусство фэншуй о том, как защищаться от ветра и собирать ци в иньских и янских жилищах для обретения счатья, удачи и благополучия.

Да, действительно многие мастера древности сосредотачивались на том, чтобы защититься от ветра и собрать ци. Однако, «укрываться от ветра и собирать ци» — всего лишь один из факторов, на который обращали внимание при практике фэншуй, а не весь фэншуй как таковой. Это точно также, как из тезиса, что «всем китайцам нужно есть» сделать вывод, что «вся еда – китайская». И многие люди просто не правильно поняли то, о чем говорил Го Пу.

Мы знаем, что традиционное название учения фэншуй (风水学) – учение каньюй (堪舆学). То есть это равнозначные понятия. Что же означает терьмин «каньюй»? Говорится: «Каньюй – это Небо и Земля». Сюй Шэнь (许慎) объяснял это так: «Кань (堪) – это Небесное Дао (天道), Юй (舆) – это Земное Дао». Таким образом, каньюй говорит о пути Неба и пути Земли, а учение каньюй – изучает пути Неба и Земли.
Таким образом, фэншуй относится к наблюдению и постижению фундаментальных законов Неба и Земли. И в этом процессе – имеет ли значение, используете вы при этом компас лопань или нет? Если одному мастеру нужен лопань для постижения фэншуй, а другой мастер им не пользуется, но оба могут очень точно видеть суть этих процессов, — то разве это говорит о том, что лопань действительно необходим?

Кроме того, следует помнить, что в старые времена компаса лопань как инструмента просто еще не существовало. Первые упоминания о лопане относятся ко временам династии династии Южная Сун (1127-1279 гг). В истории «Сун ши» из «Эршисы ши» («二十五史·宋史») есть рассказ о том, что лопань был создан на основе компаса сынаня (司南) мастером, жившим во временя династии Южная Сун, и лопань (罗盘) в те времена также называли «лоцзин» (罗经). В последствии, на протяжении поколений лопань постоянно совершенствался мастерами каньюй, пока и не приобрел свой современный вид. Чтоже касается самых ранних упоминаний об использовании лопаня – они также относятся ко временам династии Южная Сун. Цэн Саньи (曾三异), живший во времена династии Сун, писал в своей работе «За записями речений» («因话录»): «Земная игла обращена к югу, или обращена к знакам 子午丙壬. Небо и Земля, Юг и Север – это направление 子午. …». Таким образом, можно говорить о том, что лопань и практика его использования появились только во времена династии Южная Сун.

Мы можем сделать вывод, что такие великие мастера как Го Пу, живший во времена династии Хань, и Ян Юньсун, живший во времена династии Тан, — еще не знали лопаня, но их авторитет и мастерство в фэншуй не вызявают ни у кого сомнений. Это подтверждает наши слова о том, что вы можете постигать и практиковать фэншуй и без компаса лопань.

Самые ранние упоминания фэншуй относятся ко временам династии Чжоу. В один прекрасный день, Чжоу Уван (周武王 основатель китайской династии Чжоу, XII–XI вв. до н. э.) принял решение начать строительство Лои (洛邑, столица Чжоу). Правитель приказал двум мастерам фэншуй провести поиски и выбрать драгоценную землю-сокровище для строительства столицы. Несомненно, что во времена династии Чжоу еще не было компаса лопань и мастера прошлого обходились без него.

Некоторые читатели могут спросить, так как же понимать фэншуй без лопаня? Чтобы понять это, мы должны разрушить ошибочную концепцию, что «фэншуй влияет на судьбы людей». На самом деле, фэншуй не влияет на судьбы людей, он отражает судьбы людей. Принципы фэншуй и искусства предсказания судьбы – одни и те же. Дело не в том, что гексаграммы и гороскопы сами по себе влияют на судьбу человека, а в том, что гексаграммы и гороскопы отражают судьбу человека. Мы используем предсказания по гексаграммам и бацзы, чтобы показать человеку то, что уже заложено в его судьбе.

Точно также и фэншуй просто показывает то, что есть у человека по его судьбе. Метод состоит в том, чтобы хорошо понимать и правильно интерпретировать восемь триграмм и то, как они проявляются в конкретном случае, дать правильные интерпритации, основанные на времени, событиях и людях.

В старину говорили, что фэншуй изучает землю также, как вы изучаете человека, смотря на его лицо. Это очень разумный подход, и, можно сказать, что в этом суть фэншуй.

Когда вы изучаете какой-то объект по фэншуй, неважно, будь это янское или иньское жилище, вы как бы помещаете его в центр, вокруг которого распологаются восемь триграмм. Так например, тогда слева от дома будет располагаться дракон Цинлун (Восток, триграмма Старший сын), справа – тигр Байху (Запад, Младшая Дочь), спереди – Красная Птица (Юг, Средняя Дочь), сзади — черепаха Сюаньу (север, Средний Сын); между этими магистральными направлениями расположатся другие дети, потомки, покровители и т.д.; потолок, балкон, крыша дома – это предки старейшины, так же можно рассматривать, как начальники, руководители; уровень земли – это сотрудники, подчиненные, ученики, ноги и т. д.; стены – кожа, а дверь – это рот, окно – глаза, столовая – желудок, унитаз – органы выделения и т. д.
И таким образом мы можем делать разумные и точные интерпретации, основываясь на хороших и плохих судьбах, связанных с этими различными явлениями. Что касается конкретного метода интерпретации, на данный момент я его опущу.

Мне приходится часто объяснять фэншуй для обращающихся ко мне людей. Если у меня в таком моменте есть под рукой компас лопань – я его использую, если нет – обхожусь без него. Поэтому многие мои клиенты даже думают, что я обладаю некими магическими способностями. В самом деле, какой магической силой обладает автор? Это не что иное, как понимание Перемен, знание того, что всему есть определенное число, и умение гибко применять это на практике.

Наконец, подведем итог: нужно ли использовать компас лопань или нет. Если следовать изложенному выше методу, вы и без лопаня все равно сможете найти хорошие точки сюэ и установить правильное направление! Точно так же, как вы можете использовать календарь на десять тысяч лет для проверки солнечных условий или использовать пальцы для вычислений, — это все правильные методы, просто они разные.

По материалам Китайской Ассоциации исследования фэншуй (中國風水研究會)

Перевод с китайского Филин О.