Рассмотрение единства неба и человека

Нет смысла скрывать, что за тысячелетия существования системы мышления И Сюэ, говорим ли мы об Илипай (义理派 школа смыслов), или о Сяншупай (象数派 школа предсказателей), неважно, будь это аспект «учения» или аспект «практики», — есть как важное и ценное, так и наносное.

В наше время мы руководствуемся современной диалектикой и полагаемся на современный научный подход. По результатам исследований, анализа и критики древнего образа мышления И-Сюэ, устранения шлаков и выделения сути, отбрасывания ложного и сохранения истинного, — я считаю, что это древнее учение можно свести к шести важным старым трактатам.

Эта концепция является философским изложением отношений между субъективностью и объективностью, сделанное нашими предками. Конфуций в «Сицычжуань» говорит:

«Ицзин» ― книга широкая и всеобъемлющая: есть Небесное Дао, есть Дао Человека, есть Дао Земли. Объединяя три и два, являя шесть. Шесть черт это не что-то другое, три начала – тоже Дао».

А в «Предании изъяснения триграмм» («说卦传» — комментарий к Ицзину, входящий в состав «Крыльев книги перемен») сказано:

«Написанная в старые времена совершенным мудрецом «Книга Перемен» говорит о том, как жить сообразно своей природе и как управлять своей судьбой. В небе проходит путь солнца и луны, путь солнца проходит над землей, а путь человека – это путь справедливых действий под солнцем. Объединяя три и два, в «Переменах» говорится о шести расположениях и приносящих успех гуа, раз инь и раз ян, применяйте мягкое и применяйте твердое, «Перемены» являют шесть расположений и их установления».

Изложенное выше показывает, что система мышления И Сюэ с самого начала помещала человека между небом и землей и рассматривало его именно во взаимосвязи с ними. Можно сказать, что это самая ранняя философская система. И Сюэ говорит о том, что человек существует не изолировано от природы и не может ни на мгновение остаться вне общества и окружающего мира.

Среди даосских практиков есть поговорка, которая говорит, что нужно выпрыгивать за пределы трех миров (небо, земля, человек), но не за пределы пяти движений (дерево, огонь, почва, металл, вода). На самом деле, это лишь даосская мечта о «поиске бессмертия», и никто не может «выпрыгнуть», не покинув совсем трех миров. Даже если мы рассмотрим современные космические корабли, которые могут покинуть и «землю», и «мир людей» и «небо», — они также ни на миг не остаются вне великой системы пяти движений.

Наши предки вполне осознавали единство неба и человека и подчеркивали, что человек ни на мгновение не может быть отделен от неба и земли. Естественно, что и возникновение, развитие, подъем и упадок человеческого общества также считался неотделимым от движения небесных тел и движения земли. Но вместе с этим существовало и другое понимание, в сответствиии с которым с которым законы существования человеческого общества считались достаточно самостоятельными. Конфуцианский филоф периода Сражающихся царств говорил:

«Небо постоянно, оно не заставляло Яо существовать, оно не приводило Чжоу к смерти».

Эта фраза говорит о том, движения Неба и движения человеческого общества также следуют и своим собственным законам.

Человек связан с небом, жизнь человеческого общества связана с жизнью небесных светил, субъективные взгляды и действия человека связаны с действием объективных законов природы. Так было в древние времена и так есть и сейчас, эти два всегда существовали вместе.

Что касается взаимовлияния человека и неба, взаимовлияния и связи между человеческим обществом и движением небесных светил, — то сила такого влияния и связи часто слишком преувеличивается, некоторые ставят любые события в мире людей в прямую зависимость от событий на небе. Такие представление были уже например при династии Хань, их придерживались в школе Чэньвэйпай (谶纬派, школа предсказателей). Дун Чжуншу (董仲舒) говорил о «взаимореагировании Неба и человека» (天人感应), «круговороте пяти добродетелей» (五德终始说) и т.п. Все это несомненно следование старым предрассудкам и суевериям. Также многие делают слишком большой акцент на том, что действия человека зависят от влияния объективных законов окружающего мира и определяются ими. В таком подходе отбрасывается фактор свободной воли человка и проявления его индивидуальности. Например, Конфуций говорил:

«Судьба определяет жизнь и смерть, небо определяет богатство и знатность».

Исповедование таких взглядов неизбежно приводит человека к фатализму и пессимизму.

Есть и противоположная крайность. Она состоит в том, что личная воля человека является главным и определяющим фактором в в формировании феномена человека, как явления. Эти взгляды также существуют с давних времен. Бездумное следование принципу, что «человек может покорять природу и приобразовывать ее под себя» приводит лишь к разрушению той самой объективной среды обитания человека, ухудшает наши условия существования все больше и больше, все дальше разделяя человека и природу.

Поэтому теория единства природы и человека в системе мышлении И Сюэ должна строиться на диалектическом единстве человека и природы, субъективности и объективности. Необходимо признать единство человека и природы и как уважать объективные законы окружающего мира, так и подчеркивать важность и уникальность каждого отдельно взятого человека. Проявление свободы воли человека и баланс с окружающей природой, ее сохранение, чтобы человек мог и дальше существовать в этом мире. Нужно отказаться как от фатализма, так и от волюнтаризма.

Из книги Чжан Чжичуня «Врата цимэнь дуньцзя»
Перевод с китайского Филин О.