Рассмотрение концепции Тайцзи Инь Ян

Эта теория отражает понимание нашими предками происхождения Вселенной и устройства всего сущего. В «Ицзин* Сицычжуань» («周易.系辞传») говорится:

« «Книга Перемен» отражает Небо и Землю, поэтому она может показать путь Неба и путь Земли ».

Также говориться:

« «Перемены» говорят о Тайцзи, который рождает Два Начала, Два Начала рождает Четыре Образа, Четыре Образа рождают Восемь Триграмм, Восемь Триграмм устанавливают Счастье и Несчастье, Счастье и Несчастье рождают Великое Деяние (大业)».

У самого знаменитого представителя даосизма Лао Цзы это объясняется более понятно: Уцзы порождает Тайцзи, Тайцзи порождает Два Начала, «Один рождает Два, Два рожает Три, Три рождает Все Сущее». Все Сущее, большое или малое, «неизмеримо большое, неизмеримо малое, все есть Тайцзи».

Во времена династии Сун Чень Цзи (陈技), Шао Юн (邵雍) и др. мыслители составили диаграмму Великого Предела, схемы расположения триграмм Прежнего Неба и Позднего Неба, чтобы отразить свое понимание устройства Вселенной и всего сущего, выразить его через образы. Смотря на диаграмму Тайцзи, мы видим, что это не только круг, где есть один раз инь и один раз ян, но и то, что в инь содержится ян, а в ян содержится инь. Инь и ян находятся в состояниях единства и противостояния, роста и упадка, трансформации и равновесия.

Это простое диалектическое понимание внутреннего устройства всего сущего соответствует основным принципам современной физики. Принцип корпускулярно-волнового дуализма частиц связан с технической основой современных электронных вычислительных машин – бинарной математикой. И хотя подходы немного разные, но ведут они к одному.

Репрезентативным образом теории инь ян Тайцзи является диаграмма Тайцзи. Она, в свою очередь, может быть разложена два символа инь и ян – янскую целую черту и иньскую прерывистую черту. Из этих черт составляются 8 триграмм и 64 гексаграммы Книги Перемен.

Триграмма представляет собой трехуровневую структуру, образуемую нижней линией, средней линией и верхней линией (23 = 8), которые соответственно представляют Три Начала (Землю, Человека и Небо), что отражает понимание взаимосвязей между Небом, Землей, Человеком и всеми вещами в мире. Также, это описание трех стадий какого-либо процесса: начальная, промежуточная и максимальное развитие. Эта же структура описывает и сам процесс: начало, середина и конец. Это самое общее описание этой схемы.

Что же касается 64 гексаграмм Книги Перемен, то они представляют собой уже шестимерную модель (26=64). Здесь более детально рассматриваются процессы как на каждом уровне (инь и ян на уровне Земли, инь и ян на уровне Человека и инь и ян на уровне Неба), так и рассматриваются 64 модели происходящих в мире процессов.

Это согласуется и с рядом научных открытий и закономерностей. Пример: современная генетика обнаружила, что расположение биологических генетических кодов соответствует шестидесяти четырем гексаграммам. Это показывает, что форма шестидесяти четырех гексаграмм также соответствует микроструктуре живых существ.

Кроме того, шестьдесят четыре гексаграммы несут в себе еще и идею расположений. Были разработаны различные круговые и квадратные диаграммы расположения гексаграмм, в зависимости от того, какую модель нужно было рассмотреть и проиллюстрировать. Во времена династии Хань математик Цзин Фан (京房) изменил порядок расположения 64 гексаграмм таким образом, чтобы собрать их в восемь дворцов. Предложенный им порядок не только лучше демонстрировал зарождение и процессы, происходящие в мире, но и показывает, как одна гексаграмма переходит в другую,как количественные изменения переходят в качественные (как происходят изменения, начиная с первой линии до шестой), как на смену одному образу приходит другой, по каким законам происходят эти изменения.

Из книги Чжан Чжичуня «Врата цимэнь дуньцзя»
Перевод с китайского Филин О.