Универсальность языка И Сюэ

Современная наука все больше и больше уходит в детализацию, и каждый предмет уже обладает своим собственным языком символов. Существует символический язык математики, символический язык физики, символический язык химии, экономики, психологии и так далее.

Эти языки символов очень разные и, чтобы начать понимать тот или иной предмет, вы должны сначала понять символы, которыми он оперирует. Вы сначала осваиваете символы, а потом сможете изучить и сам предмет.

В самом широком смысле можно сказать, что все эти области научного знания делятся на две большие группы: естествознание и обществознание. Но внутри каждой из этих групп символические языки очень различны. Например, в области социальных наук символические языки различных дисциплин очень различаются. Используемые термины и понятия очень специфичны и обладают присущим именно в контексте этой дисциплины значением.

Символический язык И Сюэ обладает прямо противоположным свойством. Учение перемен исследует универсальные законы природы, общества и жизни. Используемый им символический язык универсален и равно применим как к рассмотрению законов природы, так и к рассмотрению социальных законов.

Г-н Чэн Чжунъин (成中英), профессор философского факультета Гавайского университета США и председатель Китайского международного общества Чжоу И, на академическом семинаре по применению Чжоу И, проходившем в декабре 1996 года, говорил:

«Применение Чжоу И можно рассматривать в трех аспектах:

Первый. Это осмысление Вселенной и человеческой жизни, можно назвать наукой понимания;

Второй. Это знание о будущем или понимание будущего. Предсказание будущего как умение находить решения;

Третий. Собственно выбор вариантов правильного поведения и правильной стратегии, которые позволят избежать неблагоприятного развития событий и приведут к успеху.

Таким образом, применение Чжоу И может проявляться в одном из этих трех аспектов. Можно назвать это силлогизмом Чжоу И».

Далее он сказал:

«Человеческая природа и природа Вселенной имеют схожие устройство и взаимосвязи. Наука нашла ответы на ряд вопросов природы Вселенной, сможет ли она также найти ответы на вопросы человеческой природы?

Я думаю, что Чжоу И обращено на правильное понимание сути вещей, сосредоточено на практическом решении запросов человека, на выборе правильного варианта действий. Предлагаемая системой методология имеет две отличительные особенности:

1) Используемый ей язык универсален. Для рассмотрения природы Вселенной и природы человека используется единая система понятий…. Это концепция инь,ян и пяти движений.
2) Используемый символический язык очень гибкий, вариативный и богатый. Концепцию инь, ян и пяти движений можно объединить с категориями времени, пространства и др. факторами, вы том числе с критериями, используемыми при рассмотрении человека и его действий».

(«Сборник статей первого китайского научного симпозиума по применению Чжоу И» («中国首届周易应用学术研讨会论文集»), опубликованные 30 мая 1997 года)

В приведенном выше отрывке профессор Чэн Чжунъин довольно глубоко рассмотрел универсальность символического языка И Сюэ.

Таким образом мы можем заключить, что символический язык, используемый в И Сюэ, а именно — черты инь, черты ян, 8 триграмм, 64 гексаграграммы, небесные стволы, земные ветви, инь, ян и 5 движений и др. – это не язык какой-то специализированной дисциплины, который имеет значение только в ней самой. Это символический язык, отличающийся широтой и глубиной понятий, уникальностью своих символических единиц и голографичностью.

Благодаря этому И Сюэ может использовать его для объяснения природы, общества и людей. И Сюэ помогает людям получить ответы на свои вопросы, помогает разобраться с известным и получить новую информацию, объясняет объективное и субъективное.

Понимать внешний мир, понимать себя, анализировать прошлое, понимать будущее, искать удачу и избегать неудач, а также находить правильные действия, чтобы задуманное получалось хорошо. Следовать законам природы, используя собственную свободную волю, чтобы максимально использовать свои сильные стороны, совершенствоваться и развиваться.

Все это помогает лучше осознать ценность жизни, преобразить объективный мир, принести пользу обществу и принести пользу человечеству.

Универсальность символического языка И Сюэ придает ему уникальные функции, которые не могут быть найдены в других дисциплинах. В этом его преимущество.

Однако все имеет две стороны. Овладеть символическим языком И Сюэ относительно не сложно. Но удобство его применения является и его недостатком. Из-за его многогранности в нем нет однозначной определенности. Поэтому неизбежно возникают двусмысленности и произвольные трактовки. Например, на символическом языке классической математики один — это один, два — два, и это так при любых обстоятельствах. Один плюс один должен равняться двум, он не может равняться трем, не говоря уже о четырех или пяти.

Символический язык И Сюэ отличается от языков других дисциплин. Его отличительная особенность – живой дух марксизма, который постоянно проявляется в любом применении. В зависимости от времени и ситуации будут проявляться свои соответствующие значения символов языка И Сюэ.

Например, рассмотрим мужчину и женщину. Если они брат и сестра, в обычных условиях мы можем сказать, что это «2», то есть 2 отдельных человека. Если же они муж и жена, то у них после свадьбы могли появиться 1 или 2 ребенка, и в таком случае мы можем рассматривать уже их как систему, соответствующую «3», или «4» (если 2 ребенка), или «5» (муж, жена и три ребенка) и т.д.

Если же мы возьмем тех же 2 человек, но уже, например являющихся врагами, то возможна такая ситуация, что мужчина убьет женщину или женщина мужчину. В результате такого развития, из «1» и «1» и мы в итоге получаем всего «1» (один человек остался жив, один человек — мертв).

Таким образом, мы видим, что символический язык И Сюэ – это не жесткий механический язык, а живой, широкий и гибкий универсальный символический язык, наполненный диалектическим подходом.

Только учитывая богатство и сложность природы, общества и жизни в разных временных и пространственных условиях, можно сделать выводы, отражающие реальную суть вещей, реальную ситуацию. И только тогда можно предложить людям какие-то ответы или варианты действий.

Именно по причине такой многозначности (в зависимости от условий, символ может порой принимать диаметрально противоположные значения) трактовок, люди, привыкшие к механическому логическому мышлению, называют И Сюэ ненаучным, трудным для освоения или даже просто осуждают его как «лженаучное учение» и «феодальное суеверие».

Следовательно, чтобы овладеть И Сюэ, вы должны использовать все три типа нашего мышления: логическое мышление, образное мышление и интуитивное мышление. Культивируйте в себе все эти три способности, присущие возможностям нашего мозга. Только так мы сможем освоить эту высокоинтеллектуальную философию и максимально эффективно применять ее на практике. Старайтесь избегать произвольных трактовок и двусмысленностей, анализируйте конкретные ситуации и выбирайте соответствующие им символы и их значения.

Из книги Чжан Чжичуня «Врата цимэнь дуньцзя»
Перевод с китайского Филин О.