Записки об изучении цимэнь дуньцзя. Часть 1
Предисловие: Этот текст представляет собой что-то вроде статьи-воспоминания. Многие пользователи сети отправляли мне личные сообщения с вопросом, как выучить Чжоу И цимэнь дуньцзя. Видя, что многие люди занимаются самообучением, читают книги или подписываются то под один, то под другой видеосеминар, не получая базовых знаний и не проходя систематического обучения, — я решил поделиться своим опытом и порекомендовать хорошую литературу.
Сегодня особенный день. В такой же день, 13 сентября 2012 года, во второй половине дня я начал изучать цимэнь дуньцзя в саду Педагогического университета Шэньси. Десять лет пролетели в мгновение ока. Теперь осталась только бесконечная ностальгия по моей альма-матер и родному городу.
Позвольте мне поделиться с вами воспоминанием о первой моей книге по цимэнь дуньцзя. Я нашел ее в коробке в своем старом дворе в 2006 году. Она была опубликована издательством «Китайская литература и искусство» в июле 1987 года. Все, кто прочитал эту книгу, уже являются ветеранами этой науки. Я мало что понял из этой книги, когда она впервые попала ко мне в руки. После этого я пошел в среднюю школу, у меня не было свободного времени, чтобы продолжить ее изучение, пока я не сдал вступительные экзамены в колледж и не поехал в Сиань. Ценность этой книги заключается в построчных комментариях, что содержались в ней. Это была «Песнь рыбака над туманами и волнами» (烟波钓叟歌). До сих пор я обращаюсь к этой книге снова и снова, открывая для себя новые понимания и смыслы.
Сегодня после работы я провел немного свободного времени, кодируя шрифтом Брайля и иллюстрируя книгу по исследованию цимэнь «Врата цимэнь дуньцзя» (神开之门) (в свое время, эта книга была одолжена мной у одного даоса и так и не возвращена).
После того, как я изучал Перемены в саду университета, случилось несколько небольших прецендентов, когда мои прогнозы сбывались и мне уже начинало казаться, что я стал хорошим специалистом в этой области (если вернуться и пересмотреть свои старые тетради, наверное, можно даже найти тетрадь тех времен с записями по цимэнь дуньцзя).
Также, рассказывая об этих первых моих книгах по цимэнь дуньцзя, хочу расказать одну связанную с этим историю. Однажды, будучи в Сиане, я отправился посетить буддийский храм Дасиншань (大兴善). Когда я оказался у ворот Шаньмэнь (山门) (в то время они еще не были отремонтированы), на «Улице предсказателей судьбы» (算命一条街) я встретил старую женщину, которая делала предсказания по системе лю жэнь. Я обратился к ней с вопросами и она дала мне предсказания. В разговоре с ней я упомянул, что изучаю цимэнь дуньцзя. Тогда женщина дала мне предсказания на перспективы моего изучения цимэнь. Следуя известному правилу, что мудрый человек просит предсказать не радости, а возможные беды, я попросил ее рассказать о возможных трудностях в процессе моего обучения, чтобы быть к ним готовым. Она прямо сказала, что главной трудностью является наша голова, мы не контролируем те образы которые нас окружают (так наш мозг описывает для нас окружающее пространство), — в результате впускаем в свою жизнь все подряд. Хорошая же новость в том, что такому контролю можно научиться.
Потом, я сказал, что в Сиане были книги по цимэнь дуньцзя, относящиеся ко временам династий Хань и Тан, и что я хотел бы их приобрести. Предсказательница сказала: «Я дам тебе 20 юаней, помогу тебе с покупкой литературы. Мне уже больше 70 лет, но только сейчас, встретившись с тобой, я узнала столько интересного». А книгу «Волшебные врата цимэнь» (神奇之门) я приобрел в маленькой книжной лавке в Сиане, где книги продавались по весу.
Что же касается книги «Волшебные врата цимэнь», о ней не требуется рассказывать слишком много. Чжан Чжичунь использовал свои выдающиеся литературные способности, чтобы передать в ней сложные понятия простым языком.
Что же касается меня самого, то больше всего меня вдохновляют следующие моменты:
1) Три главных принципа (三大原则) (упрощение сложного, удалять ложное и сохранять истинное, объединение понятий в едином стандарте);
2) Шесть великих учений Перемен (六大论易学思想) (суждение о единстве Неба и человека, суждение о Тайцзи и инь, ян, суждение о Пяти движениях, суждение о времени и пространстве, суждение о целостном мире, суждение о бедности и процветании);
3) Еще один мой опыт связан с моей специальностью, которую я изучал в университете. Дело в том, что я прочитал только эти две книги и «Строки о судьбе» (命运赋), и не смолтрел раздел, где был разбор примеров. Дело в том, что, во-первых, у меня было достаточно собственных примеров анализов, которые я разбирал, а во-вторых, я старался покупать тогда книги с новыми исследованиями по этой теме, чтобы идти в ногу со временем.
И сейчас я хотел бы рассказать вам о книгах, связанных с третьим этапом моего изучения цимэнь дуньцзя: это книги учителя Ду Синьхуэя (杜新会). Собственно говоря, речь идет о четырех изданных его книгах: «Чжоу И и супружество» (周易与婚姻), «Чжоу И и торговая война» (周易与商战), «Чжоу И и 36 стратегем» (周易与三十六计) и «Чжоу И и повседневная жизнь» (周易与百事). Я встретил упоминание об учителе Ду Синьхуэй в книге «Волшебные врата цимэнь» Чжан Чжижуня. После этого я пошел в книжный магазин в Сиане, и нашел там книгу «Чжоу И и повседневная жизнь». Чтобы приобрести и другие его работы, я создал аккаунт на Таобао и собрал полную коллекцию книг. Позднее, я купил в интернете «Справочник цимэнь дуньцзя» (奇门遁甲工具书). Во время работы с этими книгами я вносил в них правки, когда встречал опечатки или ошибки, и отправлял свою корректуру учителя Ду Синьхуэю по почте. Когда Учитель Ду Синьхуэй приехал в Сиань для участия в конференции по Чжоу И, мы встретились с ним и потом гуляли по Сианю. Учитель Ду Синьхуэй подарил мне экземпляр «Вводный курс в прогнозирование цимэнь дуньцзя» (奇门遁甲预测入门), а наш книжный клуб приобрел его книги «Настоящий цимэнь» (奇门直断) и «Чжоу И и фэншуй» (周易与风水).
Читая и изучая книги Учителя Ду Синьхуэй, я получил новое понимание цимэнь дуньцзя, а его книга «Шесть характеристик и восемь правил цимэнь дуньцзя» (论奇门遁甲六个特点和八种规律), вместе с разбираемыми в ней примерами, дала мне много новых идей и открытий.
«Шесть характеристик цимэнь дуньцзя, предложенные учителем Ду Синьхуэем:
1. Это модель, основанная на времени, пространстве, математике;
2. Это модель, описывающая окружающий нас мир;
3. Это систематизированная модель описания мира;
4. Это модель, объединяющая в одной теории различные системы описания;
5. Это модель оперативного исследования мира;
6. Это модель, отражающая законы движения Вселенной.
Восемь законов цимэнь дуньцзя, предложенные учителем Ду Синьхуэем:
1. Закон инь и ян;
2. Закон единства противоположностей;
3. Законы движения;
4. Все связано со всем;
5. Закон перехода количества в качество;
6. Все, что достигает предела, становится своей противоположностью;
7. Закон волнообразного движения;
8. Закон циклов».
Перевод с китайского Филин О.